Транспорт в Стамбуле

Все о главных городах Турции: официальной столице Анкаре и сердце Турции - Стамбуле. Район мраморного моря: Ялова, Бурса, Текирдаг, Чанаккале и др.
Транспорт в Стамбуле


Билеты.

Общественный транспорт в Стамбуле оплачивается самыми разными способами - жетонами (jeton), билетами (bilet) и, наконец, магнитными билетами (akbil).

Постичь эту систему сразу невозможно, но удобнее и выгоднее всего акбиль, к тому же он и обходится дешевле. Раздобыть акбиль можно в специальных киосках (akbil или akbil gişesi) у трамвайных остановок, на конечных линиях автобусных маршрутов и в других транспортных узлах. За депозит вам вручат веселенький пластиковый брелок с круглым магнитом. Дальше его необходимо зарядить - это делается в том же киоске или в специальном автомате akbil (их, впрочем, довольно мало). Сумму, которая кладется на счет, вы выбираете сами, прикинув, насколько активно вы собираетесь пользоваться общественным транспортом, но вносить меньше $4-5 смысла не имеет.

Входя в метро, на трамвайную остановку или на паромный причал, следует прижать магнит к специальному устройству на турникете - табло покажет, сколько снято с вашего счета и сколько осталось. Перед отъездом акбиль можно вернуть, получив обратно депозит.

Автобус (otobüs)

- самый распространенный, но и самый неудобный для приезжего вид городского транспорта. Обычно они переполнены, а в час пик езда с открытыми дверями и висящими на подножках людьми - обычное дело. Чтобы понять, куда и как идет автобус (о чем сообщают таблички на бортах.
Автобусы водятся двух видов: муниципальные (belediye otobüsü, I.E.T.T.) - красного или (реже) зеленого цвета, и частные (halk otobüsü) - голубые или (реже) оранжевые, более новые и комфортабельные. Стоят они одинаково, но платить надо по-разному.

В муниципальных автобусах нужны билеты, которые продаются на конечных пунктах в киосках с надписью "Otobüs bilet" или "Bilet gişeçi" - по одному или книжечками по десять штук (надо только иметь в виду, что киоски закрываются в 20.00). Если киоска поблизости нет, билеты можно купить у уличных торговцев (дороже на 30%). Вход в автобус - через переднюю дверь; билет следует бросить в кассу рядом с водителем. Денег водитель не возьмет.

В частных автобусах билеты не годятся, а платить следует сидящему слева от передней двери кондуктору. Впрочем, акбилем можно воспользоваться и в том и в другом случае.

Остановка обозначается буквой D (durak). Чтобы нужный вам автобус остановился, следует махнуть водителю рукой. Маршрутное такси (dolmuş) удобнее, чем автобус, и дешевле, чем такси.

Название "долмуш" означает "полный.
Оплата - в зависимости от расстояния (цены фиксированные, и уточнить их можно у водителя; акбиль в долмуше не годится).
Ходят маршрутки с 6.00 до 23.00.

Метро и трамвай удачно дополняют друг друга. В Стамбуле действуют три линии подземки, причем, что характерно, не связанные между собой.

Прежде всего - Тюнель (Tünel) в Бейоглу, старинная (открытая в 1875 году) карликовая линия всего с двумя станциями; в сущности, это подземный фуникулер, единственный вагончик которого поднимается от набережной Золотого Рога к площади Тюнель. Работает подземка с 6.00 до 21.00, ходит с интервалом от 3, 5 минут.

На площади Таксим находится конечная станция суперсовременного метрополитена (metro), открытого в 2000 году. Им удобно пользоваться, если нужно попасть в новые деловые районы на севере города.

Еще одна ветка - так называемое "легкое метро" (hafif metro) - идет от площади Aксарай в западные предместья .

Станции опознаются по букве "М" в синем круге с красной стрелой. Линия годится для поездок к городским стенам, а также (с пересадкой на электричку) в курортные пригороды на Мраморном море.

Наконец, в Старом городе оперирует весьма удобный скоростной трамвай (modern tram, или tram), который, в отличие от периферийного "легкого метро" (с которым пересекается аж дважды), добирается до самого туристического центра, железнодорожного вокзала Сиркеджи и паромных причалов у площади Эминеню. На вид трамвай почти не отличается от "легкого метро" - такие же футуристические серебряные вагоны, и даже посадка туда очень "метрополитеновая": вход на остановку-платформу отмечен надписью "Giriş" и турникетом, в который следует опустить жетон.

Такси (taxi)

- самый удобный (а по ночам - вообще единственный) из сухопутных видов транспорта, и при этом, в отличие от большинства европейских столиц, - сравнительно дешевый. Ярко-желтые машинки пасутся по всему городу и огромными стадами спят на многочисленных стоянках. Единой диспетчерской службы нет, но такси вам вызовут по телефону из любого отеля, ресторана и т.д. (ждать приходится обычно буквально пару минут). В крайнем случае можно поймать машину, просто махнув рукой, как в России. Впрочем, ловить такси в Стамбуле не приходится - обычно во время пешей прогулки возникает прямо противоположная проблема: каждый таксист считает своим долгом вопросительно посигналить, чтобы уточнить, действительно ли вы и дальше собираетесь идти пешком, а потом еще некоторое время едет рядом с таким душераздирающим выражением лица, что спасти вас может только непреклонная твердость.

У шоферов есть несколько невинных уловок - не дайте себя провести. Первое правило: такси снабжено счетчиком, и обязательно нужно проследить, чтобы он был включен при посадке. Услышав, что счетчик неисправен, следует сделать движение на выход - прибор тут же чудесным образом починится. Впрочем, можно (как и в России) договориться о цене заранее, безо всякого счетчика. Второе: существует два тарифа - дневной (gündüz) и ночной (geçe); последний на 50% выше и действует с 0.00 до 6.00. Оба они обозначены на счетчике, и надо обратить внимание, чтобы лампочка ночного тарифа не была "случайно" включена днем. Третье: утверждения типа "в воскресенье - дороже", "на Босфор - другой тариф" и "втроем - другая цена" во внимание не принимаются - это чистое вранье.

Но мосты через Босфор действительно платные, и платит действительно пассажир, а не водитель. Стоимость посадки и каждого километра по дневному тарифу - около $0, 80. Давать чаевые таксистам не принято.

Электрички (banliyo treni).

Существуют две линии пригородных поездов - европейская и азиатская. Те, что идут с европейского вокзала Сиркеджи, удобны для поездок к городской стене, замку Едикуле и далее - в пригороды на Мраморном море. Азиатская линия (с вокзала Хайдарпаша) обслуживает спальные районы. Жетоны на электричку продаются в кассах вокзала. Поезда бывают двух моделей - старые и новые. Двери в новых открываются автоматически, в старых - надо толкать руками. Остановки не объявляются, но над каждой дверью есть схема линии. Электрички ходят с 7.00 до 23.00, интервал - 15 мин., с вокзала Хайдарпаша - 1 час.

Автомобиль(otomobil).

Худшее средство передвижения в Стамбуле - не столько даже из-за чудовищных пробок, сколько из-за особенностей национальной манеры вождения. Турецкий водитель теоретически знаком с правилами, однако склонен к авантюре, полагается на интуицию и подвержен внезапным и необъяснимым душевным порывам. Скорость движения в Стамбуле (как и во всех населенных пунктах Турции) ограничена 50 км в час, но смотреть на спидометр никому и в голову не приходит.

Пешеходов иногда пропускают, но чаще азартно играют с ними в кошки-мышки. Все без исключения участники дорожного движения страшно кричат и угрожающе жестикулируют (впрочем, совершенно беззлобно). Непрерывное гудение и мигание фарами не обязательно предупреждает об опасности, а свидетельствует лишь о радости жизни, которая переполняет человека за баранкой. Результат всего этого веселья - абсолютный рекорд Европы по количеству ДТП: ежегодное число жертв в 14 раз больше, чем в Великобритании. Единственное удобство: паркуясь на какой-нибудь забитой автостоянке в старом городе, можно совершенно не беспокоиться о том, как бы не запереть чужую машину, - вас просто попросят оставить в замке ключи, чтобы в случае чего передвинуть ваш автомобиль.

отсюда
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ СТАМБУЛА


МОРСКОЙ ПОРТ СТАМБУЛА.

Корабли отправляются с Yolcu Salonu de Karakoy, на Rihtim Cad., около моста Galata.

В Измир суда отходят в пятницу в 17.30, а прибывают в субботу в 9 ч.

В порты Черного моря (Sinop, Samsun, Ordu, Giresun, Trabzon) с мая по сентябрь отправление в понедельник в 17.30, в Bandirma - во вторник, четверг, субботу в 9.00 плюс ежедневный рейс в 21.00.
В Mudanya - ежедневные рейсы в 10.30 и 18.00. Суда до островов Marmara и Avsa отправляются ежедневно в 8.30, прибывают в 13.30 в Marmara и в 14.30 в Avsa.

Отправление из Sirkeci до Принцевых островов в 7.00, 8.30, 10.30, 11.30, 15.40, 16.45, 18.30, 19.30, 21.00, 23.30.
Из Kabatas до островов Buyukada отправляются быстрые катера в 8.05, 8.40, 9.25, 10.55, 12.10, 13.40, 15.40, 17.10, 18.05, 18.50, 19.30, а в выходные дни в 10.15, 11.45, 13.45, 15.45, 18.15, 19.45.
Обязательно проверьте расписание перед отправлением.

Тел. 249 92 22, 522 00 45, 362 04 44.

ТЕПЛОХОДЫ СТАМБУЛА.

Это самый приятный способ познакомиться с городом и его окрестностями. Обязательно нужно посмотреть расписание и купить жетон. Что касается переезда через Босфор, то европейские остановки выкрашены в черный цвет, а азиатские - в красный.
Kalkis значит "отправление", Varis - "прибытие".
От Eminonu суда поднимаются по Босфору до Черного моря. В Karakoy, на пристанях № 7 и 8, можно сесть на корабль, пересекающий Босфор.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

ПРОКАТ АВТОМОБИЛЕЙ В СТАМБУЛЕ.

Hertz. Cumhuriyet Cad. 295. Harbiye. Тел. 234 43 00;
представительство в аэропорту (тел. 573 59 87);
European 47/2, Cumhuriyet Cad., Taksim. Тел. 254 77 88;
Avis. Tramway Cad. 74. Тел. 257 76 70;
Budget. Inonu Cad. 33/1. Taksim. Тел. 253 92 00.

Если у вас что-то случилось с автомобилем, вы можете обратиться в Turkiet Turing Ve Otomobil Kurumu. Sosgukcesme Sok. Sultanahmet.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

а что значит фраза -в будущем дотянется до аэропорта ататюрка?я думала,что до аэропорта можно доехать от аксарая на этом самом легком метро?
Аватара пользователя
lebed
янычар
 
Сообщения: 92
Фото: 19
Регистрация: 13 мар 2007
Откуда: петербург

Можно) Исправила.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

1) Прежде всего, хотим заметить, что в акбиле магнита никакого нет. Внутри корпуса находятся микросхема Dallas Semiconductor и литиевый аккумулятор.
2) Сейчас мэрией активно продвигается IstanbulKart, поэтому, как это ни прискорбно, карточка скоро вытеснит акбиль
3) на такси сейчас уже единый тариф
подробнее здесь /forum/go/a3baaf26dfe240de45758a6daf9cb10e
Алексей и Андрей Борзенко
Аватара пользователя
stambul_blog
странствующий суфий
 
Сообщения: 23
Регистрация: 20 ноя 2008

2) Сейчас мэрией активно продвигается IstanbulKart, поэтому, как это ни прискорбно, карточка скоро вытеснит акбиль
3) на такси сейчас уже единый тариф


Спасибо за полезную поправку)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

отличная темка!
Изображение
Аватара пользователя
[email protected]
Брюнетка в мармеладе
 
Сообщения: 8367
Фото: 62
Регистрация: 08 ноя 2006
Откуда: Санкт-Петербург

есть ли какие-нибудь скидки, дисконтные карты на проезд? я обычно после метробуса еду на автобусе, т.к. это в 2 раза дешевле, чем на минибусе
Аватара пользователя
Liasik2011
странствующий суфий
 
Сообщения: 10
Регистрация: 09 июн 2011

Лясик, мне сказали, что выгодно, конечно же, многоразовые карты наподобие акбиля, так если ты делаешь пересадку в течение двух часов, то на второй вид уже полагается скидка, и вроде бы вместо 1,65 лир взимается только 0,65. Что-то вроде этого.
Аватара пользователя
Leonidas1986
Незнайка в Стамбуле
 
Сообщения: 80
Регистрация: 14 июн 2011

эх... а были времена когда пересадка была бесплатной ))))))
Аватара пользователя
capone-online
падишах
 
Сообщения: 266
Фото: 1
Регистрация: 07 июн 2007
Откуда: планета Земля

Объясните, пожалуйста, почему я сегодня не стал наблюдать кондукторов в частных автобусах? Чем это связано? У меня были только наличные, с большим трудом кому-то впихнул деньги. Кондукторов собираются отменять вообще? А Акбили будут действовать? Наверное, какие-то изменения будут в транспорте, т.к. висят объявления на остановках по поводу 15 августа, но, к сожалению, я не знаю турецкого.
Аватара пользователя
Leonidas1986
Незнайка в Стамбуле
 
Сообщения: 80
Регистрация: 14 июн 2011

Да, информация уже давно мелькала, надо было обратить внимание. С сегодняшнего дня повышение цен на транспорт и отмена наличных при оплате проезда. Покупайте сияхат карт, акбил, кажется, уже не продают, но точно не знаю. У кого акбилы выпуска до 1992 года - не действительны. Новые продолжают действовать. Да, мне тоже сегодня довелось оплатить проезд акбилем одной невнимательной барышне. Думаю, какое-то время это будет ежедневной практикой, пока народ не привыкнет.
Аватара пользователя
Kinski
МатрЫцЯ
 
Сообщения: 1836
Фото: 44
Регистрация: 06 авг 2003
Откуда: Istanbul

ну надо было как-то активнее оповещать на остановках.
так, значит, акбили еще действуют?
а какие расценки сейчас на карты?
ведь помимо многоразовых карт еще и одноразовые. какие они бывают и сколько стоят?
Аватара пользователя
Leonidas1986
Незнайка в Стамбуле
 
Сообщения: 80
Регистрация: 14 июн 2011

Насколько я знаю, акбили будут действовать до 1 сентября.
Я свой на днях обменяла на Истанбулкарт, до конца месяца можно обменять бесплатно, потом они будут продаваться по 6 лир.
Аватара пользователя
olyaya
Schönheit
 
Сообщения: 9825
Фото: 2
Регистрация: 25 янв 2007
Откуда: Стамбул

муж звонил в IETT, ему сказали, что новые акбили будут действительны наряду с картами
Аватара пользователя
Kinski
МатрЫцЯ
 
Сообщения: 1836
Фото: 44
Регистрация: 06 авг 2003
Откуда: Istanbul

Tek Geçişlik Bilet 3,00 TL
İki Geçişlik Bilet 5,00 TL
Beş Geçişlik Bilet 12,00 TL
On Geçişlik Bilet 23,00 TL

/forum/go/e58dc87bd0cedec625c1d4e34b370527
Аватара пользователя
Kinski
МатрЫцЯ
 
Сообщения: 1836
Фото: 44
Регистрация: 06 авг 2003
Откуда: Istanbul

Тогда вопрос:) Что есть "новый" акбиль?
UPD Пардон, выше уже прочитала, что это акбили, выпущенные после 1992 года. Хммм... тогда что ли получается, что я зря свой сдала? По мне так акбиль намного удобнее карты этой.
Аватара пользователя
olyaya
Schönheit
 
Сообщения: 9825
Фото: 2
Регистрация: 25 янв 2007
Откуда: Стамбул

Пожалуйста, объясните, чем отличаются старые и новые акбили? С 1 сентября Акбили будут ходить новые или вообще ходить не будут?
Тарифы на одноразовые карты - это на 1, 2, 5, 10?
Аватара пользователя
Leonidas1986
Незнайка в Стамбуле
 
Сообщения: 80
Регистрация: 14 июн 2011

да, тарифы на 1,2,5,10 поездок выше перечислены.

По поводу акбиля - когда его пополняешь, дают чек. Если акбиль старый, то на нем будет надпись - вам надо поменять акбиль. Если никаких предупреждений нет, то акбиль новый. У меня новый, менять пока не буду, посмотрим. По мне так тоже акбиль удобнее. Да, и за картой такие очереди в Меджидиекёе - застрелиться, я не выстою
Аватара пользователя
Kinski
МатрЫцЯ
 
Сообщения: 1836
Фото: 44
Регистрация: 06 авг 2003
Откуда: Istanbul

Модератор

vika

Фильтры

След.

Навигация

Вернуться в Стамбул, Анкара и побережье Мраморного моря

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3