На окраине Эфеса находится ранний христианский погребальный комплекс "Семи спящих отроков эфесских".
Семь спящих отроков эфесских, по христианской легенде, юноши-христиане из Эфеса: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (западная традиция называет другие имена), заснувшие более чем на 300 лет. Согласно легенде, они укрылись в пещере на горе Селион от преследований римского императора Деция (249-251), пытками и казнями понуждавшего христиан к идолопоклонству. Обнаружив их убежище, Деций приказал завалить камнями вход в пещеру, где спали юноши, предоставив им погибнуть от голода. Но при благочестивом императоре Феодосии II (408-450) они проснулись, и чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти
Семь спящих отроков почитались в народе как целители животворящим сном.
1. ЛЕГЕНДА О СЕМИ СПЯЩИХ ОТРОКАХ.
Эта история произошла в III веке нашей эры во времена императора Деция, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам. Пыткам и казням последователей Иисуса не было конца.
Жили-были в городе Эфесе (это на территории современной Турции) семь мальчиков. Звали их – Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин. Все они происходили из знатных и богатых семей, находились на военной службе и были христианами.
Однажды прибыл в Эфес Римский император Деций и повелел эфесским христианам под страхом смертной казни собраться на городской площади на праздник и принести жертвы римским богам. Но мальчики отказались это сделать и не пошли на площадь. Об этом донесли Децию и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
- Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.
- У нас один Бог,- ответил ему Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.
Деций повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил - на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Но отрекаться от веры у мальчиков не было и в мыслях, поэтому они бежали из города и поселились в большой пещере на горе Охлон. Там они молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг. Самого младшего Ямвлиха посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды Ямвлих увидел, как Деций въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.
Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.
Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
Деций узнал, что мальчики прячутся в большой пещере и повелел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.
Но мальчики ничего не слышали - они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...
Прошли много лет – умер Деций, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари - а отроки все не просыпались.
В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.
Однажды рано утром семь отроков проснулись. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь - ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились. Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
- Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!
У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик.- Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Ямвлих.
Расплачиваясь за хлеб, Ямвлих подал торговцу монету императора Деция и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что юноша скрывает какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.
Там в груде камней он нашёл запечатанный ларец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых мальчиков.
Епископ немедленно написал обо всем в Константинополь императору Феодосию. Вскоре император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз навсегда.
Вот такая красивая и печальная легенда. Проспали мальчики около 194 лет (а по некоторым данным и более 300 лет). Они как бы выпали из времени и стали символом перехода от эпохи гонений на христианство к его торжеству.
2. МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.
Где же это все происходило и было ли это все на самом деле ? И почему мальчики прятались в пещере, а не в домике на окраине города, например ? Дело в том, что с древних пор пещеры служили людям жилищем и укрытием, они были также местом погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники, в них основывались монастыри.
Точно известно, что местом рождения отроков был город Эфес, а вот местонахождение пещеры точно не определено, так как есть сведения, что военную службу мальчики проходили в Иордании. Поэтому выделяют 2 основных места:
Грот в Эфесе (Турция)
Пещера в Аммане (Иордания) (картинка).
(/forum/go/ac33f5ffa492c0af38b236a4b0591a87)
С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании. Многочисленность пещер, в которых устроены памятные места во имя святых спящих отроков, говорят об особом почтительном отношении к ним и их подвигу. Возможно, в каждой из этих пещер когда-то, действительно, скрывались первые христиане.
В 1963 году семь гробниц в Амманской пещере были вскрыты археологами, и в каждой из них были обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта.
Но тем не менее, католики считают, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов. Что ж, учитывая, сколько сокровищ и диковинок вывезли крестоносцы с Востока, это вполне возможно.
3. ЛЕГЕНДА В ТРЕХ РЕЛИГИЯХ.
Легенда о семи спящих отроках не была забыта и не затерялась среди других древних сказаний.
В православной культуре о Семи отроках вспоминают дважды – 4 августа и 22 октября. Изображения Семи спящих отроков на Руси были достаточно распространены.
Одной из наиболее известных фресок является изображение отроков в Успенском соборе Московского Кремля. В Сибири есть церковь памяти Семи эфесских отроков и находится она в г. Тобольске (Тюменская область).
В народе отроки почитались как целители сном. Их образы использовались как амулеты от бессонницы. Так что если вас замучила бессонница - попросите здоровый сон у Семи отроков.
Православная икона .
Редкое изображение семи отроков бодрствующих, а не спящих.
Католики вспоминают отроков 27 июля. С эти днем связан один интересный современный праздник, о котором я расскажу позже.
Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире. Рассказ об этих отроках есть и в священной книге мусульман Коране.
Самое интересное – на Востоке считается, что с мальчиками была еще и собака (это удивительно, потому что в исламе собака считается нечистым животным – ей запрещено входить в дом, настоящий мусульманин не будет общаться с собакой). Звали эту знаменитую собаку – Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывают на посланиях, чтобы уберечь их от пропажи. Вот такая честь оказана простой собаке. Назовите свою собаку Китмир – и вашему имуществу ничего не будет угрожать.
В Османской империи семь спящих отроков считались покровителями мореплавания. Каждый моряк брал с собой в плавание амулет в виде корабля, составленного из имен мальчиков и уснувшей с ними собаки.
4. ЛЕГЕНДА В ЛИТЕРАТУРЕ И ЯЗЫКЕ.
У некоторых народов есть легенда о происхождении созвездия Большой Медведицы, звезды которой трактуются как 7 мужчин и одна собака – звезда Алькор. Так семь отроков и их собака перешли в другие сказания и поселились на небе. Кстати, звезда Алькор - это не просто точка на небе. Считается, что способность различить звезду Алькор с древнейших времён была признанной проверкой зоркости. Так проверяли воинов в Древнем Египте – если молодой человек мог видеть звезду Алькор невооруженным взглядом, значить он достоин стать солдатом фараона.
С историей семи спящих отроков связан традиционный сюжет, встречающийся в легендах и мифах многих народов, который называется «Король под горой». Это истории о героях, любимых народом и погибших в смертельной битве, но которые спаслись чудесным образом и спят в горе, ожидая призыва, чтобы проснуться вместе со своими рыцарями и спасти свой народ в день смертельной опасности. Особенно часто встречаются такие истории у народов Западной Европы.
Например:
Король Артур спит на острове Авалон.
[ URL ]
Последний сон короля Артура.
Император Фридрих Барбаросса спит под горой Киффхаузер в Тюрингии (Германия).
Фридрих Барбаросса.
Скандинавский принц Ожье Датчанин спит под замком Кронборг, а по другой версии - он , как и король Артур ,спит на острове Авалон.
Ожье Датчанин
И даже знаменитый английский пират сэр Фрэнсис Дрейк спит, но проснется и вернется к нам, когда услышит стук своего барабана.
Почти у каждого европейского народа есть свои спящие герои, не осталась в стороне и Россия. Наш герой – это полководец Александр Суворов, спящий в дремучем лесу среди мхов и болот, в каменной пещере, где горит неугасимая лампада… Но когда наша Родина будет испытывать трудности, Александр Суворов обязательно вернется.
История о Семи отроках является одним из первых рассказов о людях, которые заснули, а проснувшись, убедились, что их мир изменился. Наиболее известный поздний рассказ – это новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Рип Ван Винкль».
Рип Ван Винкль жил в старой деревушке у реки Гудзон и был добрым и ленивым парнем. Однажды в погожий осенний день он отправился с мушкетом и собакой на охоту в горы и встретил там незнакомцев в старинных камзолах, угостивших его хорошим джином. Проснувшись наутро после угощения в горах и подобрав проржавевший мушкет, он не обнаружил тропинки, по которой пришел – ее месте был горный поток. В родной деревне его никто не узнал – он превратился в старого деда; дом его был развален, все знакомые умерли.
Но здесь смысл легенды изменился. Рип Ван Винкль стал символом человека, полностью отставшего от времени и даром пропустившего свою жизнь.
Статуя Рипа Ван Винкля в Ирвингтоне, штат Нью-Йорк.
Легенда о семи отроках отразилась и в разговорном языке. Словосочетание «seven sleepers» в значении «тот, кто крепко и давно спит» закрепилось в английском языке.
Подобные словосочетания встречаются в шведском, норвежском, датском и венгерском языках. Аналогичное значение имеет слово «Siebenschlafer» в немецком языке. И даже грызун соня-полчок по-немецки называется Siebenschlafer.