В Турции развалины древних городов, крепостей, храмов встречаются повсюду в немереных количествах. Финикийцы, лидийцы, фригийцы, хетты, троянцы, греки, сельджуки, армяне, туркмены, рыцари-крестоносцы — кто только не строился на этой земле! Одних амфитеатров в прибрежных районах больше двух десятков - и все разные.
Амфитеатр Аспендоса отрыли целиком из огромного земляного холма, и он лучше других сохранился. Это - действующий театр, недавно в нем пел Хосе Каррерас, здесь часто представляют балеты и оперы. От древнего Аспендоса сохранились только акведук и амфитеатр. Поэтому гиды рассказывают туристам соответствующую байку. Дескать, два архитектора мечтали взять в жены необычайно красивую дочь Семирамиду. Царь решил отдать Семирамиду тому, кто построит самое нужное городу сооружение. Оба архитектора взялись за работу, и за тридцать лет один построил акведук, а другой театр. Оба сооружения оказались как нельзя кстати, царь не сумел принять решение и велел разрубить дочь пополам. Но строитель театра отказался от своей половины, и имя благородного гражданина - Зенон осталось в истории. В этом месте гид хитро прищуривается: "А Зенон был не дурак, между прочим, вы поняли? Ведь Семирамида постарела на тридцать лет!" Туристы вежливо смеются. Между прочим, акведук используется в коммерческой деятельности. Продавцы поддельных монет в качестве доказательства подлинности простирают руки в сторону древнеримского водопровода. "Вся моя семья там монеты копает. Пойдем, бей-эффенди, сам увидишь, это очень древнее место. Ты откуда приехал? Из Москвы? Ну, бей-эффенди, там у вас нет такого древнего места. Возьми Александра Македонского за три доллара, на самом деле в музее это будет сто долларов стоить"
В Сиде амфитеатр поменьше, но зато с бассейном. Здесь устраивались морские сражения гладиаторов, которых требовалось для представления не меньше полутора сотен. Вопреки расхожему мнению гладиаторы не всегда были рабами. Многие нанимались только на один бой с почасовой оплатой.
В Термесосе, малопосещаемом мистическом городе в высокогорном ущелье, амфитеатр стоит на краю пропасти. Эхо здесь удивительное, не меньше дюжины четких, несмазанных отражений. Чу! Как приятно кричатся над пропастью исконно русские побаски типа: "Куда ушел наш парикмахер?" и "Кто украл хомуты?" Первое отражение - от зрительского полукруга, второе - от плоской стены на другой стороне пропасти, а дальше крик уходит вниз по ущелью.
В Эфесе амфитеатр огромный, но туристы больше интересуются расположенным по соседству древнейшим публичным домом, а также общественным туалетом на два десятка мест вокруг бассейна. Это помещение служило эфесцам чем-то вроде клуба. В клубе любил бывать Герострат. Кстати, храм Артемиды, который он поджег, находился поблизости от клуба-туалета. Сейчас туристы могут увидеть котлован от бывшего чуда света.
Амфитеатр Бодрума - это просто обустроенные на склоне холма скамьи. После Аспендоса и Перге бодрумский амфитеатр никакого впечатления не производит. Но разве в Бодрум приезжают амфитеатры рассматривать?