Золотое кольцо Карелии

Сообщайте кто, куда, когда, с кем и зачем ;) собрался поехать! А также кто, где и когда уже был. Рассказы форумчан об их путешествиях по миру.
День первый. Петрозаводск и рафтинг.


В 20.30 мы сели в поезд 15 Москва-Петрозаводск на ленинградском вокзале. Цены на поезда, скажу я вам, россияне, у вас очень дорогие. Улучшенное купе эконом-класса обошлось нам в 4700 с человека (обратно 5600 вроде). Плацкарт стоит в 2-2.5 раза дешевле, но свекровь моя там бы не поехала. а люкс-купе двухместное, вообще стоит 10 000. Сам тур с отелем, 2-хразовым питанием и экскурсиями обошелся в 22000 с человека + 2200 доплата за иностранца.

В 9.45 мы приехали в Петрозаводск, нашли на вокзале нашего гида и поехали завтракать. В группе оказалось всего 15 человек - 2 мамы с 3 дочками 12-13 лет, бабушка с внучкой, муж и жена, 2 пожилые женщины, 2 одиноких мужчин (один из них присоединился к нам во второй день) и я со свекровью. поэтому нашим транспортом оказалась газель, а не большой автобус. Завтракали в кафе ,,Славянка,, рисовой кашей и блинами. Т.к. заселяться в отели было еще рано мы поехали на набережную Онежского озера.

Набережная Онежского озера по праву считается визитной карточкой города. Сегодняшняя набережная - это галерея современного искусства, которое представлено скульптурами из различных городов-побратимов Петрозаводска.

Все скульптуры выполнены в необычной, оригинальной и, порой, авангардной форме и посвящены теме дружбы и взаимопроникновения культур.
Авторы всех скульптур принимали участие в процессах их изготовления и установки на набережной. Авторы также присутствовали на церемониях торжественного открытия скульптур в рамках Дней города Петрозаводска. При создании скульптур использовались местные материалы (камень, дерево); все они были сделаны на заводах и мастерских города.

Изображение

Изображение

Изображение

Сегодня на набережной Онежского озера установлены девять скульптур городов – побратимов Петрозаводска.

«РЫБАКИ» - скульптура из города-побратима Дулута (Миннесота, США), которая положила начало всей галерее скульптур, установлена в 1991 году. Автор - скульптор Рафаэль Консуэгра принимал непосредственное участие в монтаже и сварке конструкций, которые были выполнены на ПО «Петрозаводскмаш». Два рыбака -русский и американский - закидывают сеть, что, по замыслу автора, должно символизировать совместный созидательный труд.

Изображение

«ТЮБИНГЕНСКОЕ ПАННО» - скульптура из города-побратима Тюбингена (Германия), установлена в 1994 году. Авторами являются Бернхард Фогельманн и Курт Гайзельхарт, которые лично раскрасили элементы готовой скульптуры. Панно было также изготовлено на предприятии «Петрозаводскмаш». Композиция представляет собой совокупность 61 закрепленных в земле металлических столбиков, различных по высоте, форме, окрашенных в различные цвета. Столбики -это знаки, расположенные в разных местах по отдельности, знаки скорби или радости, единства и воспоминания. В данной работе они характеризуют факт - сотрудничество двух городов, перешедшее в тесную дружбу.

Изображение

«ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ» - скульптура из города-побратима Умео (губерния Вестерботген, Швеция), установлена в 1996 году. Изготовлена на заводе «Авангард» очень оригинальным способом: живая сосна была покрыта стеклотканью, а сам автор Кент Андерсен лично вырезал стоящую возле дерева скамеечку. Сбоку, на стволе дерева, расположено ухо, в которое можно прошептать одно самое заветное желание. Дерево желаний фигурирует в шведском национальном эпосе, и этот подарок является очень символичным.

Изображение

«ВОЛНА ДРУЖБЫ» - скульптура из города-побратима Варкауса (Финляндия), установлена в 1997 году. Автор - Анна Кеттунен. Основная идея скульптуры заключается в том, что дружба между нашими городами растёт подобно волне, становясь всё больше и сильней. Памятник был изготовлен на предприятии «Петрозаводскмаш».

Изображение

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» - скульптора из города-побратима Ла Рошель (Франция), установлена в 1999 году. Автор - Жан-Пьер Дюссайан. Скульптура также была изготовлена на ПО «Петрозаводскмаш». По мнению автора, его произведение символизирует одновременно карельскую природу и карельскую женщину, которая едина с этой природой. Эта скульптура отражает характер Петрозаводска, она олицетворяет богатства Карелии: её леса, озёра, недра. Скульптура «читается» с обеих сторон: со стороны самой набережной и со стороны дороги вдоль озера. Таким образом, она принадлежит и гуляющим и прохожим.

Изображение

«ПОД ОДНИМИ ЗВЁЗДАМИ» - скульптура из города-побратима Нойбранденбурга (Германия), установлена в 2000 году и изготовлена на предприятии «Петрозаводскмаш». Автором является скульптор Райнер Кессель, который лично участвовал в монтаже вместе с работниками «Монолитстроя», а также сам нанёс на памятник карту звёздного неба. По словам автора, такая карта - символ дружбы между двумя городами. Символ того, что мы живём в одном мире, над нами одно небо и поэтому дружить нам просто необходимо. На площадке, усыпанной каменной крошкой, кроме звёздной карты, расположена стрела, её направление указывает на родину автора - Германию.

Изображение

«МЕСТО ВСТРЕЧИ» - скульптура из города-побратима Мо и Рана (Норвегия), установлена в 2001 году. Авторами произведения являются Ингюн Далин и Бенте Стрёмснес Хёйен, которые лично раскрасили скульптуру в коричневый, золотистый и зелёный цвета. Памятник был изготовлен на предприятии ОАО «Стройтехника». Скульптура является символом побратимских отношений между Петрозаводском и коммуной Рана. Два равных города встречаются для сотрудничества. Женщины протягивают друг другу руки, и из рук произрастают ростки дружбы, которые с прошествием времени превратятся в сильное и прекрасное растение. Идея скульптуры заключается в том, что люди могут подняться по ступенькам и встретиться в воротах. Большое основание памятника делает это возможным. В скульптуре применены цвета коммуны Рана — золотой и зелёный, что символизирует ценность, рост и развитие.

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Погуляв по набережной мы поехали расселяться по отелям. Их было 3 - Онежский замок, Березовая роща и Белые ночи. Оказалось, что свободного времени у нас нет и в каждом отеле туристам из нашей группы дали по 10-15 минут на заселение и переодевание, все остальные в это время ждали заселяющихся в автобусе. Онежский замок - самый красивый отель, расположен на берегу Онежского озера. К сожалению, я остановилась в другом, хотя хотела этот отель, но не было мест. Поэтому пока бабушки из нашей группы заселялись мы прогулялись поблизости с фотоаапаратами.

Отель и его окрестности.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Заселившись и переодевшись мы поехали на рафтинг за город. Сплавлялись мы по реке Шуя.

Шуя - крупная и полноводная река Южной Карелии (в переводе с карельского - "глубокая"). Берет начало в северо-восточной оконечности оз. Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера.

Общая протяженность реки 265 км, ширина до 70-100 м, на порогах сужения до 20-40 м. Протяженность Южной Шуи от озера Суоярви более 200 километров. Категория сложности реки вторая. Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок.

Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м.

Река проходит по густонаселенным местам, на многих участках она легко доступна, течет в красивых высоких берегах, изобилует пляжами и сосновыми борами. Все это вместе взятое определило роль реки как своеобразного натурального класса для отработки техники сплава на байдарках и плотах. По этим видам водного туризма на Шуе ежегодно проводятся соревнования разного ранга. Особой популярностью она пользуется у петрозаводчан и петербуржцев.

Из этих 30 порогов мы преодолели только 3, до этого мне довелось дважды побывать на рафтинге в Анталии (возле Белека), я бы сказала, что там пороги намного круче. Но наш инструктор (девушка, кстати) сказала, что наш сплав для чайников, выше по реке пороги покруче. В рафтинге участвовали все, кроме моей свекрови, даже бабушки.

Изображение

Изображение

После рафтинга нас ждал пикник в лесу. Девочки в национальной одежде покормили нас ухой и макаронами с тушенкой. Поблизости расположился палаточный лагерь какой-то спортивной школы, фотографий лагеря, к сожалению, нет.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

После рафтинга мы поехали на экстра-экскурсию (по 500 рублей с человека) на курорт ,,Марциальные воды,,.

По дороге заехали на гору Сампо.

Гора Сампо расположена на территории Кондопожского района в 37 км к северу от г.Петрозаводска. Добраться до горы можно только в составе экскурсионной группы или собственным автотранспортом, так как рейсовые автобусы на Кончезеро, Марциальные воды и Спасскую губу здесь не останавливаются.

Сампо - единственный в своём роде чудо-предмет в карело-финской мифологии, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. Как правило, его представляют в виде мельницы.

Согласно рунам, Сампо выковал кователь Илмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь старухи Лоухи, хозяйки Похьёлы, к которой сватался кузнец. Сампо намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир.

Похищение Сампо из Похьёлы — центральный сюжет всемирно известного эпоса «Калевала»: Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу в сопровождении Илмаринена и Лемминкяйнена, усыпляет её жителей и добывает Сампо из-под горы. Он увозит Сампо на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похьёлы настигает похитителей; во время борьбы Сампо разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков волшебной мельницы Сампо волны принесли к берегам Калевалы. Выловил их из воды мудрый Вяйнемейнен и закопал в землю. С той поры навсегда поселились в Карелии довольство и счастье.

Знаменитая гора калевальских рун Сампо - это скалистая возвышенность на западном берегу Кончезера. Своим названием гора обязана советско-финскому фильму "Сампо", который снимался в этих местах в 1960-е годы по мотивам карело-финского эпоса "Калевала". С горы открывается великолепная панорама лесов и островов Кончезера, протянувшегося на 30 км.
Гора Сампо считается местом силы. Стоя на ней, можно загадать самое заветное желание, и оно сбудется. Там растет дерево желаний - могучая сосна, на которой, загадав желание, необходимо повесить лоскуток своей одежды.

Также на этой горе снимался фильм ,,А зори здесь тихие,,. Вообще, в Карелии было снято очень много фильмов, причем не только российских - ,,Старший сын,, ,,Платина 2,, ,,За спичками,, ,,Четвертая высота,, ,,Холодное лето 53,, ,,И на камнях растут деревья,, ,,Деревня утка,, ,,Долгая дорога в дюнах,, ,,Сонька - золотая ручка,, ,,Кит и компания,, и даже ,,Любовь и голуби,,

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

История курорта Марциальные воды началась в самом начале XVIII века. Тогда лечение многих болезней с помощью минеральных вод было одним из самых передовых методов. Пока курорта Марциальные воды еще даже не было в проекте, чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами вод, приходилось подолгу добираться до знаменитых западноевропейских источников. Поэтому Петр I озаботился поисками целебной воды в нашей стране. Случилось так, что долгожданное открытие, известное сегодня как курорт Марциальные воды, было сделано на территории Республики Карелия.

Место, положившее начало курортному делу нашей страны, находится в пятидесяти километрах от Петрозаводска, неподалеку от прозрачных вод Габозера. Открытие марциальных вод состоялось благодаря рабочему Кончезерского доменного завода Ивану Рябоеву. В 1714 году им был найден чудесный источник, исцеляющий от сердечной боли. Кончезерский "молотовой работник" к тому времени сам уже молотом махать не мог - "скорбел сердечною болезнью", поэтому был послан заводским начальством для досмотра за возчиками железной руды. Найдя источник, как говорит легенда, он пил из него три дня и благодаря этому полностью исцелился.

О чудесном выздоровлении Иван рассказал управляющему Кончезерского завода, а тот в свою очередь олонецкому коменданту В.Геннину, который, зная об указе царя, написал о чудесном источнике своему непосредственному начальнику - адмиралу Ф.Апраксину и попросил доложить об открытии царю.

В октябре 1717 года Петр I отправил своего лейб-медика в Карелию с приказом исследовать найденную воду. Железистая вода, названная в честь бога Марса "марциальной", была способна излечивать от малокровия, цинги, болезней сердца и печени, ревматизма и других недомоганий.

В 1719 году Петр I издал указ об открытии курорта Марциальные воды и специальные правила употребления марциальной воды. В это время началось возведение многочисленных построек, для царя и его семьи было отстроено три деревянных дворца. Над источником с марциальной водой, из которого брали воду для царской семьи и его окружения, возвели деревянный резной шатер. Сам Петр I четырежды побывал на курорте Марциальные воды - в 1719, 1720, 1722 и 1724 годах. Здесь им были подготовлены многие документы государственной важности. После смерти Петра I курорт Марциальные воды постепенно приходил в запустение. Обветшали и развалились почти все курортные постройки петровского времени. На их месте выросла деревня Дворцы. До настоящего момента от построек петровских времен на курорте Марциальные воды сохранилась только деревянная церковь апостола Петра, построенная в 1721 г. по плану самого Петра I.

Однако несмотря на упадок курорта Марциальные воды местные жители продолжали пользоваться минеральной, марциальной водой из источников. Интерес ученых к железистым марциальным водам возник снова лишь в советское время. Были организованы экспедиции по изучению марциальных вод. Второе рождение курорта Марциальные воды состоялось в 1964 году. Сейчас на курорте Марциальные воды работает санаторий, где с помощью железистых марциальных вод лечат самые разные заболевания.

Изображение

Изображение

На территории первого российского курорта «Марциальные воды», у долины целебных источников стоит церковь апостола Петра. Храм этот построен в 1722 году по указу великого государя Петра I, на выбранном им возвышенном месте. По тем временам церковь была особенная, «новоманерная», и местные жители называли ее «чужестранкой» за некоторые отличия ее внешнего облика и внутреннего убранства от традиционных православных храмов. Но пока был жив государь и посещал долину марциальных источников, в церкви шли службы, молебны, читались каноны святым.

Сохранились интересные свидетельства о том, что сам Петр любил принимать участие в богослужениях, воздавая должное Господу Богу за удивительный дар – природные источники, обладающие целебной силой. В один из своих приездов царь собственноручно выточил в токарной мастерской паникадило из слоновой кости – специально для храма на Марциальных водах.

После смерти Петра I в 1725 году службы в церкви апостола Петра на Марциальных водах проводились все реже и реже. В первую очередь это было связано, конечно, с забвением и постепенным разрушением петровской здравницы. Кроме того, почти сразу стало признаваться значение храма как памятника, воздвигнутого по указу Петра Великого и неразрывно связанного с историей его пребывания на карельской земле. В 1830 году по указу правительства был построен дом, в котором жил смотритель, призванный следить за сохранностью ценного храма. Нередко смотритель по совместительству оказывался и священником.

Церковь стала памятником петровской эпохи, но вплоть до советского периода никогда не прерывалась традиция проведения ее престольного праздника – Дня апостолов Петра и Павла 12 июля. Каждый год в этот летний день храм вновь оживал, в нем проводилась служба, слышалось церковное пение. С приходом советской власти храм утратил свое истинное предназначение. От разрушения его спасло лишь его историческое значение.

В 2000 году сотрудники Национального музея Республики Карелия задались целью возрождения духовной жизни маленькой церкви в долине Марциальные воды, сохранив ее при этом как памятник федерального значения. Ведь первый вопрос, который задают посетители музея – о церковных службах в храме. Сама история подсказала лучший вариант, и уже несколько лет в церкви апостола Петра вновь проводится престольный праздник 12 июля. На богослужение соберётся несколько десятков людей – столько, сколько может вместить в себя церковное помещение. После службы все пройдут к источникам, где состоится театрализованное представление от любительского театра «Петерсбат» с участием всех героев истории курорта – крестьянина Ивана Ребоева, открывшего источники, Виллима де Генина – начальника Олонецких петровских заводов и самого Петра Великого. Праздник завершится выступлением фольклорных коллективов и народными игрищами.

Изображение

Изображение

Изображение

Вернулись в отель мы в 10 вечера, кухня в ресторане нашего отеля уже закрылась, поэтому мы поехали в ближайший ресторан, который нам посоветовали на ресепшн. Кафе ,,Легенда,, оказалось азербайджанским. Цены в Карелии недорогие за 2 шашлыка (из форели и свинины), 2 салата, 200 грамм клюквенной водки, стакан сока и кофе мы отдали 1000 рублей.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

День второй. Петрозаводск и остров Кижи.


Выезд из отеля в 9.30. Мы поехали на вокзал, забрали последнего туриста из нашей группы и повезли его завтракать в ,,Славянку,, (мы все позавтракали в отелях). После завтрака мы посетили дом куклы Татьяны Калининой.

Художественная галерея "Дом Куклы" Татьяны Калининой существует с 28 июня 1999 г. Галерея - уникальное явление в культурной жизни не только Карелии, но и России.

Основа галереи - коллекция авторских кукол художницы Татьяны Калининой. Наряду с этим, галерея представляет произведения профессиональных художников работающих в таких областях изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура, авторская кукла, декоративно-прикладное и фотоискусство.

Постоянная экспозиция: выставка кукол Татьяны Калининой "Духи Карелии или Кижские домовые".

Эта экспозиция создавалась в течение нескольких лет, начиная с 1992 года. Стоит отметить, что Татьяна Калинина пропустила образы всех персонажей через призму своего восприятия, что отразилось на внешности и характерах ее кукол. Каждый художник, делающий кукол, играет с ними. Во время этой игры родились новые персонажи: судовой, дивики, топурики...

Домовой. Существуют различные его описания. Для кого-то это кошка или старичок с бородой и в шапке, кто-то представляет его маленьким лохматым существом без рук и ног. Иногда этот дух напоминает хозяев дома. Увидеть домового можно лишь один раз в году, на Пасху.

Дворовая. Живет на крестьянском подворье и считается покровителем домашних животных. Рядом с ней ее помощницы крысы. Саму дворовую опять же представляли по-разному – змеей, лягушкой, лаской либо в образе одного из членов семьи. Переезжая на новое место, хорошую дворовую звали с собой. Все болезни скота объясняли гневом или местью дворовой, поэтому на Пасху этого духа задабривали пасхальными яйцами.

Ригачник. Живет в риге – постройке, где производится обмолот и просушка зерна. Является человеку в образе бородатого, в лохмотьях мужика с перепачканным сажей лицом, иногда с хвостом или мальчиком 9-ти лет с круглыми глазами и ушами. Ригачника боялись, так как считали его суровым и свирепым. В риге нельзя было оставаться на ночь, запрещалось топить печь-каменку в этом помещении по праздникам и выходным. Ригачника задабривали хлебом, сахаром и чаем.

Гнетка. Хранитель родовой информации. Знает судьбу каждого из членов семьи. Живет как большая лохматая собака под кроватью хозяина дома. Сам лохматый, а ладошки голые и горячие. Лицо скрыто. Приходит по ночам, чтобы посредством снов рассказать человеку о его судьбе. Он садится на грудь и давит на человека, гнетет его. Пугаться его не следует, так как у него нет дурных намерений.

Шаманка. Это человек, который умеет общаться с духами и с их помощью лечит болезни и управляет природными стихиями. В племенах шаман обладал почти неограниченной властью, т.к. своими способностями вызывает у людей страх и уважение. У нашей шаманки есть настоящий атрибут – шаманский бубен, с помощью которого она и вызывает духов. Именно с этой куклы и началось создание данной коллекции.

Судовой. Дух судна, корабля. Покровитель и защитник моряков. Собирательный образ. Походит на моряков, рядом с которыми живет.

Карельский водяной "Витакс". Его описывали как смесь ящера и крокодила: с длинным хвостом, короткими лапами и большой пастью. Считалось, что имя его с течением времен было утеряно. Младшая дочь Татьяны Калининой Даша придумала для него необычное имя - Витакс. А еще секрет данной куклы в том, что она сделана из другой старой куклы. Таким образом, художница подарила сломанной игрушке новую жизнь.

Амбарник. Живет в амбаре, где хранится зерно. Является людям в образе маленького ребенка с серым лицом и огромными глазами. Амбарник двулик. Несмотря на вызывающий жалость внешний вид, этот дух очень скуп, любит одиночество и не желает соседствовать с другими духами.

Русалка. Русалкой на русском Севере считалась утопленница. Поэтому у нашей русалки две ноги. Русалки выходят на берег в ночь на Ивана Купалы и неделю после Троицы. Они водят под луной хороводы, а потом своими песнями завлекают в воду одиноких прохожих. В такие ночи опасно купаться в одиночку, так как русалки могут защекотать такого человека до смерти.

Топурики. Это существа, придуманные Татьяной Калининой. Она поселила их на болоте. Само имя "Топурик" происходит от слова топь (гиблое место, трясина). Топурики – друзья болотной кикиморы. Живут они под водой, а когда в солнечную погоду вылезают погреться на солнце, их головы напоминают болотные кочки.

Дивики (от слова диво, дивный). Потомки Дива – духа-защитника людей. Дивики разные, так же как и люди. Некоторые из них живут в цветах, деревьях и камнях. Эти существа, находясь рядом с человеком, забирают из него негативные эмоции (печаль, зависть, злоба, раздражение, ревность, обиды), мелкие неприятности, а взамен отдают хорошее настроение.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Затем мы посетили церковь Александра Невского.

История г. Петрозаводска со времени его основания связана с именем святого князя Александра Невского. Он считался небесным покровителем новгородских земель, в состав которых входили карельские погосты. В 1774 г., когда вся Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро - Невский монастырь, возведенный на берегах Невы на месте первой победы князя над шведами, в слободе Петровских заводов был построен новый завод, который находился выше старого, по течению реки Лососинки. По указу императрицы Екатерины II от 14 июня 1774 года он получил название Александровский, в честь князя Александра Невского.

Александровский завод лил пушки для защиты отечества, а по воскресеньям и праздничным дням служители и мастеровые ходили в Троицкую церковь, которая находилась около Зарецкого кладбища рядом со старой Крестовоздвиженской церковью. Церковь была ветхой и маленькой, поэтому возникла идея построить новую - каменную заводскую церковь. На старинном плане города Петрозаводска, составленном в 1785 году и утвержденном князем Михаилом Долгоруковым, уже отмечено место для новой заводской церкви в слободке, по правому берегу реки Лососинки, недалеко от Александровского завода.

Возводили церковь всем миром и к началу 1832 г. строительство было закончено. 27 января, в день святого Иоанна Златоуста, Преосвященный Игнатий первый епископ Олонецкий, освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца.

Так в нашем городе появилась новая заводская каменная церковь во имя святого князя Александра Невского. Храм, построенный в стиле классицизма, был украшением города и одним из самых больших каменных зданий в Петрозаводске в первой половине XIX века.

На протяжении целого столетия храм был центром духовной жизни мастеровых и служителей Александровского завода. Здесь в основном документе церковного прихода, метрической книге, священник после совершения таинства крещения записывал младенцев, когда они вырастали и вступали в брак, совершая таинство венчания, он вновь делал запись об этом событии в метрической книге, их дети также крестились и записывались в книгу, и наконец, когда приходило время покинуть этот мир, после обряда отпевания, делалась соответствующая запись все в той же метрической книге. Так вся жизнь заводских была связана с их храмом.

В советское время храм был закрыт, в 1929 г. его передали музею и в его ведении он находился до 15 июня 1990 г., до того времени , когда Совмин Карельской АССР издал распоряжение о передаче исторических зданий на бывшей Круглой площади (в наши дни площадь В.И.Ленина) для Карельского краеведческого музея. Музей смог освободить здание церкви только в 1993 г., и после этого начались восстановительные работы.

К счастью для всех православных верующих Карелии этот храм, хоть и в перестроенном виде сохранился до наших дней, его сохранил промысел Божий для того, чтобы в восстановленной епархии был прекрасный кафедральный собор.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Просто прохожий

Изображение

Памятник Императору Петру Великому,
основателю Петрозаводска

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Далее мы на метеоре отправились на остров Кижи по Онежскому озеру. Время в пути 1 час 15 минут.

Остров Кижи расположен в Онежском озере в 66 км от Петрозаводска. Путь к нему лежит среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами.
Музей - заповедник «Кижи» - это один из крупнейших музеев крестьянской культуры Русского Севера. Собранная в нем коллекция памятников архитектуры насчитывает 76 построек. Основу собрания составляет выдающийся памятник народного зодчества - Кижский архитектурный ансамбль, возведенный на острове в ХУШ - Х1Х веках. Преображенская церковь, построенная в 1714 году, - главное сооружение Кижского погоста. Воспринимаемый издали строгий пирамидальный силуэт церкви, вблизи поражает множеством деталей. Церковь срублена из сосны и увенчана 22-мя разновеликими главами, покрытыми осиновым лемехом. Главки различной величины, расположенные в 5 ярусов, затейливо перемежаются друг с другом, придавая церкви причудливый, сказочный вид. В яркий солнечный день они сверкают и издали кажутся золотыми, на закате солнца - малиновыми, в пасмурную погоду - серебристыми.

Преображенская церковь - произведение своего времени, вобравшее в себя весь предыдущий опыт и лучшие традиции северного деревянного зодчества, времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России ХУШ века. В ее создании яркое отражение нашло сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы кровли соединились в единое целое, обеспечивая церкви сохранность и долговечность. Основным инструментом плотника был топор. Все сложные конструкции церкви выполнены преимущественно без использования гвоздей. К сожалению, неизвестны имена создателей этой церкви. Сохранилась легенда о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил топор в воды Онежского озера со словами: «Не было, нет и не будет такой». Однако это все лишь красивая легенда.

Как принято в северных погостах, рядом с летней, не отапливаемой, церковью, располагалась теплая зимняя церковь. На Кижском погосте - это церковь Покрова Богородицы, построенная спустя 50 лет после Преображенской церкви. Покровская церковь имеет вытянутый прямоугольный план. Ее нарядное дявятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершается шатром. Но здесь две церкви, расположенные рядом, составляют ансамбль, поэтому местные мастера нарушили традицию и украсили Покровскую церковь девятью главками, которые органично вошли в согласие с 22-главием Преображенской церкви.

Высокая стройная колокольня с шатровым завершением - самое позднее сооружение ансамбля. Колокольня построена в 1862 г. на месте своей обветшавшей предшественницы. В ее облике проявилось чуждое народному зодчеству внешнее влияние городской каменной архитектуры, характерное для второй половины Х1Х века - времени построения колокольни: стены ее обшиты досками, световые окна над дверьми имеют арочные формы, филенчатые двери оформлены в виде высоких порталов.

На территорию музея - заповедника были перевезены несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек - амбаров, риг, бань и пр. В интерьерах домов представлены использовавшиеся в повседневной жизни хозяйственно - бытовые предметы - орудия труда, посуда, утварь, мебель. Около 500 икон ХУ1 - Х1Х веков хранят своеобразие северной иконописной традиции.

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина Х1У в.) - один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившихся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позволяя проследить путь становления мастерства зодчих от простейшей клетской постройки до многоглавой композиции Кижского погоста.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вернулись на материк мы часов в 6 вечера, пообедали в ночном клубе ,,ххх,, и разъехались по отелям.

Белая ночь.

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

День третий. Город Сортавала и Остров Валаам.


Выезд из отеля в 5.30 утра, мы проснулись в 5.25, бегом стали собираться, гид постучалась к нам в номер, я попросила, чтобы подождали. Завтракали мы в кафе в 45 минутах езды от Петрозаводска. Название кафе, к сожалению, не помню, кормили нас вкусной пшеничной кашей в горшочке и калитками - пирожками с картошкой, пшеной и рисом. От Петрозаводска до Сортавалы 250 километров. Фото, сделанные по дороге.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

В Сортавале мы сели на метеор и поехали на остров Валаам. Время в пути 50 минут по Ладожскому озеру.

Фото по дороге на остров

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.

У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.

Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал этот остров век апостольский. Этимологический разбор финского названия "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а "мо" по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу1.

Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.

Житие святого Авраамия Ростовского2 свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие "от восточных стран", греческие священноиноки. В службе говорится, что их "любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие". В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный3 быт в основанном ими монастыре.

Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. Братия обители проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещеных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось.

К сожалению, церковь и некоторые скиты на реставрации, поэтому фотографий немного. Обедали мы в одном из скитов, в монастырской трапезной - овощной супчик и макароны с рыбой, все постное, монашеская еда.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вернувшись на материк, в город Сортавала мы заехали в вино-водочный магазин и купили местные спиртные напитки - карельский бальзам и клюквенную/брусничную наливки. Цены не помню, но недорого. И поехали обратно в Петрозаводск.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

День четвертый. Водопад Кивач, Медвежьегорск, Беломорск, Кемь.


Выезд из отеля в 8.30 после завтрака. До города Кемь 440 километров. Первая остановка - водопад Кивач.

Среди карельских водопадов выделяется Кивач, получивший известность со времени первого карельского губернатора Г.Р.Державина. В 1931 году вокруг водопада был образован одноименный заповедник. Посещение заповедника и водопада входит почти во все экскурсии по Карелии.

Кивач относится к геоморфологическим памятникам природы федерального ранга. Водопад являлся вторым по величине равнинным водопадом Европы (после Рейнского). Вода падает четырьмя уступами с высоты 10,7 м. Водопад возник в результате пропиливания водами р.Суны толщи рыхлых четвертичных отложений до кровли диабазовой гряды. Низвергаясь со скалы, поток углубил русло реки в толще озерных суглинков и супесей ниже гряды.

Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге за 1566 год: "На Суне реке под Кивачем порогом - тоня". Есть три версии происхождения названия водопада: русское - от слова "кивать", финское - от слова kivi (камень), карельское - от слова kivas (снеговая гора). Последнее толкование является наиболее вероятным, так как более всего соответствует огромному падуну, белому от пены.

Существует карельская легенда о том, как образовался Кивач. Родные сестры-реки Сунна и Шуя долго текли рядом, не желая расставаться. Сунна уступила сестре более удобное русло, а сама прилегла отдохнуть и уснула. Проснувшись Сунна ("сон") обнаружила, что Шуя убежала далеко вперед, и бросилась догонять ее, переворачивая и дробя камни и скалы. В месте прорыва наибольшего препятствия и возник водопад.

Возникновению популярности Кивача немало поспособствовал первый карельский (олонецкий) губернатор, знаменитый поэт Г.Р.Державин. Во время объезда губернии в 1785 году он посетил водопад, о чем оставил в своих "Поденных записках" любопытные строки: "В версте от порогов показался в правом боку дым, который по мере приближения сгущался. Наконец, пристав и взошед на гору, увидели мы пороги сии. Между страшными крутизнами черных гор падает с великим шумом вода, при падении разбивается в мелкие брызги наподобие рассыпанной во множестве муки… Чернота гор и седина бьющей с шумом и пенящейся воды наводит приятный ужас и представляет прекрасное зрелище". Немного позднее (1791-1794) он посвящает Кивачу знаменитую оду "Водопад":

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Делече рев в лесу гремит…

Неоднократно упоминал Кивач в своих поэмах о Карелии и сосланный в Петрозаводск поэт-декабрист Ф.Н.Глинка:

Над Кивачем, на выси дальной,
Горит алмазная звезда…

Посмотреть на водопад стали приезжать иностранцы, но общее число посетителей в те далекие времена не превышало 300 человек в год.

Самым именитым посетителем Кивача был император Александр II. По случаю его приезда (1868) к водопаду была проложена дорога, ниже водопада через р.Суну построен пешеходный мост, а у самого водопада на правом берегу - беседка.

В 1931 году вокруг водопада на площади 2,7 тыс. га был создан заповедник "Кивач" (позже увеличен до 10,4 тыс. га). Число посетителей достигало 6 - 7 тыс. в год.

В конце 30-х годов часть сунских вод выше водопада была отведена для нужд Кондопожской ГЭС, и он в значительной мере потерял былую мощь. Лишь в период весенних паводков он вновь пробуждается, но ненадолго. Однако и в своем обычном виде водопад по-прежнему прекрасен. Сжатые диабазовыми скалами воды Сунны четыремя ступенями стремительно, с шумом падают вниз с высоты 10,7 м, образуя мельчайшую водяную пыль и клочья пены.

Еще 20 - 30 лет назад под водопадом можно было увидеть онежских лососей, сейчас же, по свидетельству аквалангистов, у его отвесных стен любят стоять крупные лещи, окуни, щуки.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Также нас завезли на рыбзавод, где желающие купили рыбу по смешным ценам, кусок слабосоленой форели и 2 копченые рыбки - скумбрия и форели обошлись мне в 250-260 рублей.

Следующая остановка на обед - туристическая база (название тоже не помню) в районе города Медвежьегорска на берегу Онежского озера. Нам предложили искупаться в озере, но т.к. вода была холодная мы ограничились тем, что помочили ноги.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Следующая остановка - недалеко от города Беломорск.

Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" - так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".

Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.

Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.

Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время - от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.

Археологический комплекс "Беломорские петроглифы" включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых периодом III – II тыс. до н.э.

Беломорские петроглифы были созданы древними охотниками и рыболовами примерно 6 тыс. лет назад. Они являются одним из выдающихся памятников первобытного искусства Северной Европы.

Петроглифы Белого моря находятся на живописных островах в низовьях р.Выг, располагаясь в виде компактных скоплений на островах Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и другие. На площади почты 2 кв.км расположено свыше 2000 отдельных фигур.

Ближайшее к Беломорску скопление петроглифов – Бесовы Следки и Ерпин Пудас.

Памятник IV в. до н.э. "Бесовы следки" расположен близ Беломорска у водопада Шойрукша. Впервые о нем заговорил студент-этнограф А.Линевский летом 1926 г. Один из местных жителей отвез студента на остров Шойрукшин и показал ему прибрежную скалу, покрытую какими-то знаками и разнообразными фигурами. Скалу с петроглифами прикрыли павильоном. Теперь это главный экспоннат филиала городского музея "Беломорские петроглифы".

Нижняя часть скалы гладкая, на ней отчетливо выделяются изображения людей и животных, сцены охоты, сражений и ритуальных шествий, абстрактные знаки. Здесь можно увидеть наиболее древнее в Европе изображение человека на лыжах.

Вдоль всей полосы рисунков по нижнему краю скалы тянется цепочка из 8 следов босой ступни. Следы заканчиваются выразительной фигурой "беса" (отсюда название памятника), стоящей поодаль ль основного скопления фигур. Исследователи считают "беса" хозяином или божеством, а скалу с рисунками - местом жертвоприношений ему.
Самые крупные и интересные скопления гравировок находятся в 1,5 км к северо-западу от Бесовых Следков – на Старой и Новой Залавруге. Они относятся к числу мировых шедевров охотничьего монументального наскального искусства первобытной эпохи. Многие изображения хорошо сохранились. Прежде всего поражают размеры выбитых фигур оленей (2,5 м), композиционная сложность ряда сцен, тонкая и правильная передача пропорций изображения, элементы объемности.

Группы петроглифов, стоянки древних людей вместе с окружающей их природой образуют уникальный археологический комплекс. По его территории проходит маршрут "Беломорские петроглифы".

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Оттуда мы поехали в город Кемь, заселились в отель ,,Причал,, всей группой в 10 вечера. Нас тут же обрадовали, что через час отключат воду до 7 утра (а у нас выезд утром в 6.30), мы по-быстрому помылись и пошли кушать. Цены в ресторане отеля опять же недорогие -1 горячее, салат, семга, 200 грамм карельского бальзама, стакан сока и капуччино - менее 700 рублей.

Отель находится на берегу Белого моря.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

День пятый. Соловки.

Завтрак в отеле - каша на этот раз невкусная, сыр, колбаса и оладьи с повидлом. Выход из отеля в 6.30 утра. Пешком до пристани минут 10. Время в пути 2 часа. Белое море.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Соловецкий монастырь.

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет "к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему".

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.
В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был "сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях". Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV - начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Монашеская келья

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

После экскурсии по монастырю мы пошли смотреть лабиринты.

«Лабиринты и есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор»

Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов до сих пор не решен окончательно – да и как его решить?
Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписывают им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения.

Большинство же исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения. Н.Виноградов связывал их с культом мертвых. Вавилоны – как еше называют каменные лабиринты – связывают с обрядом инициации и «нижним миром», с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших.

Это были обряды погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу (»солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья». Построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров – «среднего» и «нижнего» – лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний – потусторонний – мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него.

Таким образом, одна из функций лабиринта состояла, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

С другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия.

Ряд прогрессивных ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями…

Некоторые считают лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Но это уже действительно бред

Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб.

Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера.

Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?

Пять основных особенностей древних северных лабиринтов

Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.

На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.

Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.

Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.

В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Погуляв по берегу Белого моря мы пошли обедать в ресторан туристического комплекса. После обеда - свободное время (впервые за 5 дней). Купили сувениры, 3 книги о соловецких лагерях, косметику из местных водорослей (прозводство город Архангельск) очень дешевую - крем для лица, маска (многоразовая во флакончике), экстракт для ванны и 6 пачек сухих водорослей фукуса стоили 1000 рублей.

Изображение

Изображение

Изображение

На Соловках есть музей, посвященный истории советских лагерей, вход 100 рублей. К сожалению, времени на его посещение не осталось, а в программу тура он не входил.
Соловки на обратном пути, фото с корабля.

Изображение

Изображение

Вернувшись на материк мы поужинали и отправились в номер собирать вещи. На следующий день в 6.20 утра мы сели на поезд 18 Мурманск-Москва, время в пути 25 часов. До свидания, Карелия.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Очень интересно, за фото спасибо
Билеты и правда недешевые у нас. А вообще личные впечатления какие? Что понравилось больше всего в поездке, что нет. Как свекровь отзывается о Карелии?
Я считаю, что лучше пусть меня постигнет разочарование, чем вообще не ждать от жизни ничего хорошего (с)
Every day is a good day!
Аватара пользователя
Lvenok
Take it easy
 
Сообщения: 1418
Фото: 9
Регистрация: 27 май 2008
Откуда: Москва

Очень интересные фотки! Молодец Юлия из Астаны! Фотки с небом очень красиво сняла.
Sen çiçek olup etrafa gülücükler saçmaya söz ver.
Toprak olup seni başının üstünde taşıyan bulunur.
Hz. Mevlâna
Аватара пользователя
devcusk@
Белоснежка
 
Сообщения: 4629
Фото: 30
Регистрация: 23 янв 2009

Юль,замечательный отчет Спасибо!
Словно сама там побывала:)
Очень интересно.Фотографии отличные.В очередной раз отметила,до чего красивая российская земля,будь то север или юг - везде своя прелесть.Насмотрелась и поняла,как же я соскучилась по Родине:(
Мне тоже интересны впечатления свекрови,как ей поездка:природа,люди,архитектура и т.д.
Изображение
Аватара пользователя
AYME
Горячий Лед
 
Сообщения: 4488
Фото: 0
Регистрация: 02 авг 2006
Откуда: из двух столиц

Красота какая!!!С погодой вам повезло. Спасибо, Юля за отчет. Кажется, уж слишком утомительной поездка выдалась, да и втиснули все организаторы в очень короткий промежуток времени. Поделитесь впечатлениями свекрови и своими личными, какие + и -.
Аватара пользователя
AnnaILWE
The Many Faces
 
Сообщения: 789
Фото: 1
Регистрация: 15 авг 2009
Откуда: Kiev-Turkey

Очень интересно, за фото спасибо
Билеты и правда недешевые у нас. А вообще личные впечатления какие? Что понравилось больше всего в поездке, что нет. Как свекровь отзывается о Карелии?
мне не понравилось - наша газель, очень неудобная, туалет на корабле, на котором мы ехали на Соловки и комары. Очень жаль, что на Валааме реставрация. На Кижи и Соловках тоже реставрация, но на Валааме виден только купол церкви (есть фото здесь), все остальное закрыто строительными лесами. Я ожидала увидеть Валаам вот таким (фото из интернета)
Изображение
Больше всего понравилось - природа в первую очередь, остров Кижи, избы со старинной утварью, девочки в национальных костюмах. Заинтересовал их фольклор, к сожалению в последний день в Петрозаводске, хотела купить книги - карельские сказки, эпос ,,Калевала,, но было поздно, а на другой день мы уехали в Кемь, там гид сказала не найдем (может и можно было бы найти, но времени не было). купила 5 книг - 3 про соловецкие лагеря (2 из них написали бывшие заключенные, 1 бывший надзиратель), книгу Линевского (который обнаружил петроглифы) научно-фантастическую повесть для подростков про первобытно-общинное общество и книгу какой-то местной писательницы ,,колдун здесь,,. Пока начала читать про Соловки.
Свекрови понравилось, но особого восторга нет, она сказала, что в этом месте стоит побывать 1 раз, но не в первую очередь. еще ее очень удивило, что в эти места едут паломники, она считает, что для христиан в первую очередь надо посетить Иерусалим, а эти церкви-монастыри не так важны. мы ей объяснили, что у русской православной церкви своя история, свои ценности и эти святые места так же важны. также ее очень удивило, что монахи всегда едят только постную пищу, она думала только когда пост. Конечно, если бы она понимала гида было бы интересней, потому что я ей переводила далеко не все. Ну и это не первое ее посещение России, она была в Москве и Питере 10 лет назад (тогда с турецкоговорящим гидом). Всего она была в 60 странах, в т.ч. и в соседних с Карелией странах Финляндии, Норвегии, Швеции.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

спасибо
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Юль,замечательный отчет Спасибо!
Словно сама там побывала:)
Очень интересно.Фотографии отличные.В очередной раз отметила,до чего красивая российская земля,будь то север или юг - везде своя прелесть.Насмотрелась и поняла,как же я соскучилась по Родине:(
Мне тоже интересны впечатления свекрови,как ей поездка:природа,люди,архитектура и т.д.
природа понравилась, только когда шли по лесу к петроглифам было очень много комаров, она сказала, что в туристических местах могли бы и опылять, люди - нормально, особых комментариев не было, архитектура - я так поняла ее больше интересовало внутреннее убранство церквей, чем все остальное.
кстати, там много туристов-иностранцев - в основном, японцы, испанцы и финны. есть экскурсоводы, говорящие на английском, немецком, итальянском языках. так что можете ехать с мужьями.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13288
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Модератор

Diadora17

Фильтры

След.

Навигация

Вернуться в Путешествия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1