Страница 2 из 5

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/01/24 08:04
Time
ole, ну вот ,еще одна причина появилась,чтобы приплыть в Питер)))-надо со своим любимым поцелйчики устроить на поцелуевом мосту :biggrin:

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/01/28 11:39
yardendanies
Очень впечатляет картинная галерея. Любовь побывать в этих местах. :) Так держать.

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/01/30 13:10
ole
Приезжайте)

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/01/30 13:18
ole
Изображение

Еще неформальные достопримечательности )

Недалеко от Кронштадта из воды поднимаются молчаливые стены форта «Император Александр I» или «Чумной».

История заброшенного сооружения, в котором сто лет назад находилась таинственная лаборатория, до сих пор будоражит воображение петербуржцев.

Военная история форта «Император Александр I» оказалась довольно короткой. В 1838 году Николаем I было принято решение о постройке отдельного крепостного сооружения. Во время Крымской войны и после неё форт много раз модернизировали, и эти меры обеспечили полную неприступность Кронштадта для англо-французского флота.

Тем не менее, в концу 19 века вместе с некоторыми другими фортами снаряжение «Александра I» устарело, и его вывели из оборонного состава, и именно с этого момента началась самая загадочная страница в истории форта.

Изображение

В 1894 году в Гонконге и Кантоне вспыхнула эпидемия чумы. Погибло около ста тысяч человек. Из Китая болезнь стала проникать в другие страны. К 1896 году чума добралась до прикаспийскиих степей.
Изолированное от внешнего мира укрепление идеально подходило для смертельно опасных работ, и здесь расположился Комочум — первая в России противочумная лаборатория, где при опытах с опасными микробами погибло несколько врачей.

Жители Кронштадта боялись даже ветров, дующих со стороны форта...

Допуск в форт был строго ограничен, сообщение с внешним миром поддерживалось с помощью маленького пароходика под смешным названием «Микроб», который бегал по волнам Финского залива. С Кронштадтом форт связывала телефонная линия, а с Петербургом – телеграф.

Изображение

Двухэтажный снаружи форт имел внутри три этажа. Здание было симметрично разделено на две половины, у каждой была своя лестница. Одна из камня, другая чугунная. Правая часть, состоящая из служебных помещений была заразная, левая – незаразная.

В форте располагались лаборатории, операционная, конюшни и помещения для других животных, на которых пробовали действия изобретаемых лекарств: коров, коз, верблюдов, обезьян, кроликов и даже северных оленей. Здесь также находились кремационные печи для утилизации отходов и трупов, стерилизатор, прачечная, баня, кухня, электрическая станция, комнаты для врачей, столовая, музей, библиотека — всего и не перечислишь.

Изображение

Трудно даже хотя бы частично представить себе значение работы всех тех, кто трудился на «Чумном форту», кто дал возможность поставить надёжный заслон самым страшным эпидемиям и спасти тем самым миллионы человеческих жизней.

Сегодня «Чумной форт» разделяет печальную судьбу других кронштадтских крепостных сооружений. Как и другие форты, он постепенно с годами ветшает и разрушается. Хотя в форте все еще есть на что посмотреть: сохранились уникальные чугунные лестницы, механизмы и стены форта. Говорят, что в подвале можно отыскать даже старинную печь. Тут и там оставлено «наследие киношников» — всё, что использовалось для съемок документальных фильмов.

Летом на маленьком пароходике сюда приезжают туристы, чтобы посмотреть на развалины форта-загадки. Зимой некоторые смельчаки добираются сюда пешком по ледяному покрову. 4 дня назад на одном из сайтов оставили отзыв: «Был сегодня. Народная тропа по льду не зарастет, дверь открыта, охраны нет. »

Сейчас существует проект строительства в форте развлекательного комплекса с театральной сценой, музеем, кафе, баром, рестораном, торговой зоной.

Место: Форт «Император Александр I» («Чумной»), в 4 км от Кронштадта
Координаты: 59°59'22"N 29°43'4"E

Изображение

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/14 18:47
ole
Михайловский замок

Михайловский замок - одно из самых таинственных мест Петербурга.

Расположен в центре города на месте, где ранее находился деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны . Выстроен по замыслу и воле императора Павла I , сына Петра III и Екатерины Великой.

В 1796 г. родилась легенда о том, как Архангел Михаил явился часовому у Летнего дворца Елизаветы Петровны и приказал передать императору, чтобы он возвел на этом месте церковь имени Архангела Михаила.
Узнав об этом, император молвил коротко: "Приказ будет исполнен" (Павел вступил на престол 6 ноября, накануне дня Св. Михаила).
Будущую резиденцию Павел назвал Дворцом Св. Михаила, отсюда позднейшее "Михайловский замок".

Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, "безопасный” дворец, окруженный глубокими рвами.

Изображение

Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений. В частности, приведение Павла I материализуется в силу личных особенностей самого мистического и непредсказуемого императора. Вот уже сколько лет в Михайловском замке бродит его дух, до сих пор не нашедший покоя.

Изображение

Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка - Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее.

Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.

Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: "Чему быть, того не миновать”.

Изображение

Изображение

После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.

Изображение

Изображение

В 1822 г. здание указом императора Александра I передано Инженерному ведомству для размещения в нем Инженерного училища (отсюда второе название: Инженерный замок). С 1994 г. Михайловский замок входит в комплекс зданий Русского музея.

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/14 20:21
ole
Акварельный Петербург.


Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/20 17:40
ole
Нашла интересное видео)


Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/20 21:03
Lvenok
ole,
Спасибо за интересные факты о Санкт-Петербурге. Про форт очень любопытно было прочитать. Отдельное спасибо за акварели :d_daisy: Обожаю акварель, и город показался в немного другом свете.

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/20 21:22
ole
И Вам спасибо)

Я рассчитывала, что в теме каждый, кто захочет, напишет что-то о своем городе.. Пока только я ))) :welcome:

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/20 23:52
lapa812
ole, главное вы дали задумку,затею,потихоньку все подтянутся,я думаю.я тоже))))))но у вас преимущество-ваш город,о котором можно говорить не переставая,открывая всё новое и необычное,хотя казалось привычное и всё мы знаем о нём,а вот нет!закоулочки,переулочки,сами питерцы порой не знают о каких то местах интересных.это как о стамбуле-ты можешь всю жизнь прожить здесь,но не почувствовать духа стамбула,его ритма,его пульса.сколько здесь мест,районов,где как никогда и нигде ты не прочувствуешь душу,дух,ритм этого города.в фильме " красотка" ричард гир говорил про оперу героине джулии робертс-когда слушаешь её в 1й раз-тебе или сильно понравится,или ты будешь ей преданна навсегда.вот про стамбул-это когда преданна навсегда.это про меня!

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/21 03:30
Time
lapa812, про "предана навсегда -классная мысль!!!этт я про Стамбул тоже!!))про другие города пока не могу сказать подобное))посмотрим ,что будет со Стокгольмом в этом плане. :biggrin:

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/21 03:32
Time
ole писал(а):И Вам спасибо)

Я рассчитывала, что в теме каждый, кто захочет, напишет что-то о своем городе.. Пока только я ))) :welcome:


напишет,напишет!подожди чуток,дай отдышаться с дороги)))


и спасибб большое за акварельный Питер. :d_daisy:

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/21 17:03
ole
lapa812 писал(а): у вас преимущество-ваш город,о котором можно говорить не переставая.
о стамбуле-ты можешь всю жизнь прожить здесь,но не почувствовать духа стамбула,его ритма,его пульса.сколько здесь мест,районов,где как никогда и нигде ты не прочувствуешь душу,дух,ритм этого города.


Я готова пожертвовать преимуществом!))
Очень хочется узнать о "тайных" местечках Стамбула ! :girl_in_love:
Акварельный Питер тоже произвел на меня впечатление...)

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/23 12:54
ole
Пока все собираются с мыслями, расскажу про дом один.

Дом княгини Н.П.Голицыной. Дом "Пиковой дамы".


Изображение

Её трехэтажный дом сохранился чудом до наших дней и находится на Малой Морской улице 10. Вторым своим фасадом дом выходит на Гороховую улицу и там он под 10-м номером. Такое совпадение в Петербурге встречается очень редко..
Архитектор Тон А. А.
Год постройки: 1839-1840

В доме Наталья Петровна Голицына жила до глубокой старости, в нем и умерла в 1837 г. в возрасте 94 лет.

То , что описывал Пушкин : " Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведет к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: Leroy Paris." - соответсвуют реальной обстановке дома.


Изображение

Княгиня Наталья Петровна Голицына - в девичестве Чернышева, знаменитая "la princesse moustache» (усатая княгиня).

Родилась в 1741 г. к семье незнатной, но богатой. Дед Натальи Петровны был личным денщиком Петра Великого. К моменту рождения Натальи Петровны семья царского денщика была одной из самых богатых в России.

Наталья Петровна смогла получить отличное образование и воспитание, и удачно выйти замуж - за родовитого, богатого князя Владимира Борисовича Голицына.

Княгиня Голицына была одной из самых влиятельных персон в обеих столицах, создав себе такое положение, что ей оказывали внимание все государи и государыни.
Наталья Петровна была фрейлиной и статс-дамой при пяти императорах, начиная с Екатерины II и кончая императором Николаем I.
Высшее общество считало за честь бывать у нее дома.

Княгиня была весьма своенравной и надменной женщиной, имела поистине мужской характер, была очень сурова по отношению к близким. В молодости она была красавицей, но в старости у нее выросли усы и борода, за что ее за глаза называли «Княгиня Усатая». Именно такой образ – надменной, ветхой старухи с отталкивающей, непривлекательной внешностью, и создал А.С. Пушкин в своей «Пиковой даме». Нетрудно было догадаться, кто послужил прототипом этому образу.

Изображение

Есть и версия, что Пушкин в свое время бывал у Голицыной, пытаясь ухаживать за ее внучкой, но ему было отказано от дома. В отместку он написал «Пиковую даму». Однако старая княгиня вместо гнева пришла в восторг, узнав, что ее считают прототипом пушкинской героини...

Пушкин записал в своем дневнике 7 апреля 1834 г.: "При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся".
Сам Пушкин жил по соседству на Большой Морской ул. 26/14

Теперь Голицына получила еще одно прозвище, Пиковая Дама, а ее особняк называли исключительно Домом Пиковой Дамы.

Говорят, в здании сохранилась винтовая лестница – та самая, по которой Герман уходил от Лизы...

Помните, у Пушкина в "Пиковой даме": "Графиня... была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старой моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы..."

Предыстория такова... Пушкин познакомился с внуком княгини, Сергеем Голицыным. И тот поведал ему удивительную историю. Мол, некогда, в середине 50-х гг. XVIII в., его бабка Наталья Петровна, которой к тому времени едва исполнилось 17, встретилась в Париже с самим графом де Сен-Жерменом – великим авантюристом, мистиком, алхимиком и мастером масонской ложи «Великий Восток»…

Очарованный прелестями юной барышни, граф открыл ей тайну трех выигрышных карт. Но при этом предупредил: разглашать секрет нельзя, а то может случиться беда!

Секрет она раскрыла лишь много лет спустя, когда ее внук Серж, проигравшись в карты, пришел к бабушке просить денег. Голицына денег внучку не дала, но зато назвала три карты и сказала: «Попробуй». Тот поставил на эти карты и отыгрался...

Княгиня Наталья Петровна Голицына перед началом французской революции спешно выехала из Парижа и поселилась в Петербурге.
Ее дом стал салоном французской эмиграции.

Изображение

Княгиня, отличавшаяся умом и суровым характером, пользовалась особым покровительством императорской фамилии и, следовательно, особым уважением в свете. В известные дни к ней приезжал на поклон весь Петербург.

Ее собственные "седые дети" перед ней трепетали. Разгневавшись на сына Бориса, княгиня годами не отвечала на его смиренные письма.
Сыну Дмитрию она так и не выделила часть состояния и до самой своей смерти посылала месячное содержание, как студенту. А он был, между прочим, генерал-губернатором Москвы.

Княгиня дожила до 96 лет, олицетворяя собой незыблемые российские самодержавные традиции, и дрогнула лишь раз.

В ее архиве наряду с многочисленными приглашениями на коронации (начиная с Елизаветы Петровны и кончая Николаем I), императорские похороны и крестины великих князей, сохранилась одна единственная газета, датированная 15-м декабря 1825 года, с известием о событиях на Сенатской площади.
Внучатый племянник княгини Натальи Петровны, Захар Григорьевич Чернышев был в числе восставших, и усердные хлопоты бабки спасли его от смертной казни.

Как-то в Зимнем дворце ей представили графа Александра Ивановича Чернышева, которого на высшие ступени государственной власти вознесло расследование дела декабристов. Голицына не ответила на его почтительный поклон и заявила: "Я знаю только одного графа Чернышева - того, который в Сибири".

Существует легенда о черном офицере, который прогуливался по улице мимо окон княгини. Видела его только она. Когда пыталась рассказывать о видении своим близким, ей не верили.

В конце концов, сообщает в своих мемуарах ее дальний родственник князь П.А. Вяземский, наслушавшись рассказов старухи о преследующем ее офицере в черном, которого она считала «ангелом смерти», родичи решили показать Голицыну лейб-медику Арендту.
Наталья Петровна и ему поведала историю об офицере, добавив, что появился он здесь еще в те времена, когда в особняке жила ее воспитанница (очевидно, прототип Лизы из «Пиковой дамы»). Военный часами бродил под окнами, бросая на них тоскливые взгляды. Княгиня предположила, что он ухаживает за воспитанницей, но девушка божилась, что не знает этого человека… Тогда старуха от греха подальше отправила ее в деревню. Но странный офицер продолжал появляться под ее окнами… И она видела его еще много лет.

Изображение

Можно, конечно, приписать Наталье Петровне манию преследования, но позднее похожая история произошла со знаменитым композитором П.И. Чайковским, переехавшим в дом напротив особняка княгини по Гороховой, 8 за две недели до собственной кончины в 1893 г. Окна квартиры, где жили братья Модест и Петр Чайковские, смотрели на дом "Пиковой Дамы".

Перед смертью он в бреду поведал своему врачу Н.Н. Мамонову о черном офицере, который ходит по улице, заглядывает в окна и грозит ему, Петру Ильичу, пальцем…

Доктор пытался заверить пациента, что такого быть не может, так как квартира находится на третьем этаже. Но Чайковский стоял на своем… Сам Мамонов никакого офицера не видел. Правда, о призраке черного офицера, терзающем княгиню Голицыну, рассказывал когда-то Петру Ильичу старший брат Модест… Вскоре композитор скончался…

Изображение

Мокрый снег падает хлопьями на мостовую. Раскачиваются на ветру уличные фонари.
По Малой Морской проносятся легковые машины. Троллейбус неторопливо переваливает через перекресток.
К вечеру гаснут огни в трехэтажном доме с фронтоном. Дом становится угрюмым и таинственным.

Вот в такую же погоду стоял перед домом графини Германн, с нетерпением ожидая условного часа. Кажется, сейчас к этому старинному зданию подкатит карета. Слуги вынесут из подъезда нарумяненную и напудренную немощную графиню, как не раз они выносили бережно завернутую в шубу княгиню Наталью Петровну. И через несколько минут Германн решительно шагнет к парадному входу. С запиской Лизы в руке он поднимется по мраморной лестнице. Стрелки круглых каминных часов «Leroy Paris» вздрогнут на половине двенадцатого и начнут отсчитывать время действия пушкинской повести...

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/02/28 14:58
ole
Недалеко от моего дома находится парк Сосновка, куда меня еще в раннем детстве гулять водили)
Красивейший и огромный парк.
Вот уже лет десять как в нем появились деревянные скульптуры, забавные такие)
Люди прогуливаются мимо них, сидят на лавочках , дети играют в песочницах...
И мало кто знает, откуда они появились, что означают .


Изображение

А ведь это - настоящие есть настоящие корейские идолы Чансын, выполненные в соответствии с уникальной древней традицией.
16 забавных фигур были подарены Петербургу по случаю 300-летия города.

Чансын — это магические деревянные скульптуры, тотемы. Согласно народным поверьям, эти статуи играли роль стражников, охранявших деревни и храмы от злых духов, поэтому их изображения имели устрашающий вид. Петербургские «секьюрити» вырезаны из российских сосен и раскрашены корейскими художниками по дереву Ким Джонг Хоном и его сыном — единственными мастерами Чансын в мире. :old_man:

Вот что говорит по этому поводу "Энциклопедия символики и геральдики", компетентное интернет-издание знающее про символы и знаки очень много:

В корейской мифологии могущественные духи, защищающие селения от нечистой силы и напастей. В качестве фетишей изображения чансынов устанавливались у входа в селение или монастырь, на обочине или у развилки дорог деревянные, позже каменные столбы (часто разрисованные), в верхней части которых вырезались антропоморфные головы — мужские и женские. Происхождение столбов — фетишей чансынов возводят к фаллической символике либо к обители духов-сотто, выполнявшим функции духа-покровителя и его фетиша, и каменным идолам (ипсок). По своим функциям чансыны сходны с Сонансин и горными духами (сансин). В позднюю эпоху служили также пограничными знаками.

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/03/21 10:07
ole
Интересные факты


Матросы-разбойники в Адмиралтействе

Трагикомичный случай произошел с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Будучи адъюнктом, он жил на Васильевском острове, при химической лаборатории. Однажды осенним вечером Ломоносов пошел прогуляться к заливу по Большому проспекту. Нужно сказать, что в те времена Большой проспект Васильевского острова представлял собой широкую просеку, прорубленную в густом лесу. На обратном пути, когда наступили уже ранние петербургские сумерки, а вокруг не было ни души, Михаил Васильевич подвергся нападению трех выскочивших из кустов матросов.

Хулиганство в Мартышкино

Самое громкое хулиганство в Ленинграде было совершено в Мартышкино (Ораниенбаум) в 1926 году. Местные жители раскопали старинный шведский склеп семнадцатого века, достали 60 мумифицированных тел и расставили их ночью вдоль дороги, а также на тропинках кладбища.



Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

Изображение

За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу — только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки.
Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились.

Изображение

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/03/21 10:18
ole
Исторический анекдот (происхождение названия Крюков канал)

Петр I во время поездки за границу в 1716-1717 годах собрал при помощи художника и искусствоведа Кселя хорошую коллекцию старых голландских мастеров: Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и других.

В это же время Петр приказал послать в Италию Ивана Никитича Никитина (1690-1742), раньше учившегося живописи в Петербурге, для совершенствования в живописном мастерстве. Никитин три года проучился в Венеции и Флоренции и в 1719 году вернулся в Петербург, привезя с собой несколько своих картин. Петр I, узнав о возвращении художника на Родину, зашел к нему в мастерскую и, осмотрев его картины, спросил:

- Ну, Никитин, что же ты еще писать будешь?

- Ничего не буду писать, государь.

- Это отчего же?

- Пробовал продать хотя бы одну картину, никто и рубля не дает, - ответил Никитин.

Петр задумался ненадолго, а потом сказал:

- Приходи-ка завтра на ассамблею к Меншикову да принеси с собой все, что захочешь продать.

Никитин пришел, и по приказу царя один из шутов устроил аукцион, причем, как он ни старался, за первые восемь картин сумел выручить всего сорок девять рублей. Девятой, предпоследней картиной оказалась "Рождественская ночь" - копия с известного полотна Корреджо. Высшую цену за нее дал богатый петербургский подрядчик Семен Степанович Крюков, производивший казенные работы и в том числе взявший подряд на строительство одного из столичных каналов.

Шут уже дважды ударил тростью, как вдруг раздался голос Петра:

- Триста рублей!

После многократного торга Крюков купил картину за пять тысяч рублей. Когда же петровские вельможи Головин, Апраксин и Меншиков попытались торговаться и дальше, Петр сказал:

- А на вас, господа, много казенных недоимок. И лучше внесите-ка вы эти тысячи в казну.

А Крюкову Петр сказал:

- Спасибо, брат Семен. Из любви ко мне ты сделал то, что за границей делают из любви к искусству. Со временем то же будет и у нас, в России. А я тебя не забуду и велю твоим именем назвать тот канал, что ты прорыл.


Изображение
Так в Петербурге появился Крюков канал и название свое сохранил до наших дней.

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/03/25 08:36
Ари
ole, "Чумной форт" - моя мечта. Вчера как раз по КАДу ехали мимо него. С берега кажется очень маленьким. Летом собираемся туда наконец на экскурсию выбраться.


Продолжу тему фортов. Их рядом с Кронштадтом много:

Изображение

«Кроншлот»:
В конце навигации 1703 года шведы покидают Невскую губу. Пётр I, получив сведения об этом событии, сразу выходит в Финский залив к острову Котлин для промеров глубин. Промеры показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около самого острова Котлин. К югу и северу от острова — множество мелей и валунов.
Отъезжая в Петербург, Пётр I велел рубить крепость рядом с островом Котлин для защиты Петербурга от шведов. Макет крепости, изготовленный самим Петром, был прислан из Воронежа в конце 1703 года.
Изображение
Начались работы. Рубили ящики-ряжи, которые закладывали камнями и опускали под лёд. На таком основании установили трёхъярусную деревянную башню крепости. Все работы выполняли солдаты полков Толбухина, Островского, Трейдена и Гамонтова.
«Мая в 7-й день изволил Великий Государь идти со всеми ближними людьми и с новгородским митрополитом и с прочими властями из Петербурга, водою в судах, на взморье к Котлину острову, в новую крепость, которая построена против того острова на воде, на самом проходе корабельном зимою, когда лёд был, деревянная и, нагрузи каменьем, впущена в воду и несколько в ней пушек поставлено, мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти. И в прибытие Его Великого Государя, тогда наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество в ней было тридневное».
Крепость представляла собой десятигранник с наибольшей шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота башни от ординара была около 37 метров. Вооружение крепости составляло около 14 пушек.
Шведы не заставили себя долго ждать. 12 июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Депру, состоящая из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов. Эскадра прикрывала восьмитысячный корпус генерала Мейделя, шедший на Петербург по суше.
Обстрел продолжался двое суток: «но ни единая бомба в Кроншлот не попала, понеже та крепость малая, а шведские бомбардирские корабли стояли в дальнем разстоянии, и невозможно никаким образом бомбам с корабля в него трафить». Шведы высадили десант на остров Котлин. Но, поражение Мейделя заставило шведов уйти.
В 1705 году эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, вышла для захвата Петербурга. Русский флот вышел к берегам острова Котлин, куда и прибыл 24 мая командующий флотом вице-адмирал К. И. Крюйс. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей.
4 июня заметили шведскую эскадру. 6 июня шведы разделили эскадру на три части, и начали атаку. Корабли вице-адмирала Депру начали обстрел Кроншлота. Арьергард, под командованием вице-адмирала Шпара, атаковал батарею Толбухина на косе, — после длительного обстрела шведы высадили десант, который был отброшен в залив контратакой русских солдат. Шведы потеряли 300 человек убитыми, 2 офицера и 29 солдат взяли в плен. 7 июня из Петербурга доставили 2 мортиры и 218-фунтовые пушки, которые установили на батарее Св. Яна.
Утром 10 июня шведы повторили атаку. Корабли под командованием Шпара обстреливали Лесную батарею, корабли под командованием Депру — Кроншлот, корабли под командованием Анкенштерна — фрегат «Дефам» с флагом Крюйса. Из письма Крюйса: «Мне случилось своими глазами видеть, как щепы от бомбардирских их судов вверх летели».
Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры, сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к строительству «Нового Кроншлота»: «Новаго Кроншлота срублено выше воды аршин и ныне оные срубы всеми людьми и лошадьми возят на лёд ... и в воду опущены и камнем грузят».
Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. Дело пошло. И в мае 1717 года на Кроншлоте были установлены первые пушки.
Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен лишь в мае 1724 года. Новый форт теперь имел внутреннюю гавань с тремя воротами, защищённую стенками, на которых располагались брустверы и батареи.
В 1741 году башню крепости ремонтировали, и под неё подвели каменный фундамент, а в 1747 году её разобрали в связи с ветхостью. Были разработаны проекты восстановления башни — один предполагал восстановить её в прежнем виде, а другой предусматривал строительство в камне.
В 1749 году Сенат одобрил строительство башни в каменном исполнении. С 1753 по 1756 год велись работы по устройству нового каменного фундамента башни. Но, проект скоро пересмотрели. По новому проекту требовалось переделывать фундамент, на что не хватало ресурсов. Строительство приостановилось. Но, из чертежей 1747 года мы знаем, как примерно выглядела первая башня Кроншлота.
Изображение
В конце ХVIII века стены форта ремонтировали и возводили облицовку из гранита, одновременно со строительством гаваней. А в 1803 году построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.

Много бедствий доставляла Кроншлоту стихия. В 1824 году наводнением были полностью разрушены фланги четырёх батарей, а остальные нуждались в восстановлении. В 1836 году появился проект по постройке на месте старой башни Кроншлота тюрьмы, но этот проект был отклонён, видимо по причине слишком откровенных ассоциаций — ведь форт встречал корабли , идущие в Санкт-Петербург.
Новый проект реконструкции Кроншлота был составлен Великим Князем Константином Николаевичем и был доложен императору Николаю I в мае 1848 года. По этому проекту предполагалось возвести три батареи. В результате рассмотрения проекта было решено возвести, в первую очередь, западную казематированную батарею. Окончательно разработать проект поручили И. А. Заржецкому, которого в 1850 году Николай I назначает строителем этой батареи. 1 августа 1850 года были начаты работы .
В 1853 году строительство посетил император Николай I. Он осмотрел строительство, и пожаловал рабочим людям по полтине серебра на человека. Николаевская батарея из-за различных изменений была закончена в 1863 году. Это была одноярусная казематированная батарея с ярусом открытой обороны на грунтовой обсыпке, защищавшей своды нижнего яруса. Батарея стала мощной преградой для своего времени на пути кораблей по рейду.
Между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже — фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 году было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.
В 1896 году военный министр подписал указ об исключении фортов «Кроншлот», «Пётр I», «Александр I», и батареи «Князь Меншиков» из состава оборонительных сооружений. Появление новых видов вооружения в конце XIX века заставило искать новые способы защиты. Фугасные снаряды были в состоянии пробить 3-метровую толщу бетона, дальность стрельбы достигла 10—11 км.
В последующие годы форт «Кроншлот» использовался, в основном, для хранения боеприпасов. Во время Первой мировой войны Николаевскую батарею надстроили кирпичным этажом, в котором оборудовали казармы. В таком виде она и сохранилась до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в Кроншлоте размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта.
В послевоенные годы здесь разместили лабораторию по размагничиванию кораблей. Доведённый до плачевного состояния «Коронный замок», с которого начиналась история Кронштадта, сегодня «отметил» своё 300-летие. Но, остаётся только надежда на золотые годы Кроншлота, который будет встречать приходящие корабли блеском, напоминающим славные годы Государства Российского.
Изображение


«Пётр I»
Изображение
В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас». Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.
В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».
И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год — батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно.
Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».
Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.
С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.
Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.
Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.
Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта — около двух метров.
Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».
Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем — 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.
Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база — к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.
Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» — появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.
В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.

«Александр I» («Чумный»)
Изображение
Изображение

«Павел I»
Изображение
Основан в 1800 году. 20 июля 1923 года на форту произошло возгорание одного из минных складов в результате небрежного обращения с огнём моряков, которые после шлюпочных учений решили отдохнуть на форту. Форт был уничтожен полностью. Остались только обломки стен, на подрыве которых, впоследствии, обучали взрывному делу.
В годы Великой Отечественной войны в развалинах форта разместили три 100-мм орудия, которые помогали защищать Ораниенбаумский плацдарм.
В настоящее время остался всего лишь один фрагмент стены бывшего форта «Император Павел I».


«Константин»
Изображение
Изображение
Заложен в 1808 году.
Форт «Константин» обошли стороной, в военном плане, события Первой мировой и Гражданской войн. В 1924 году, форт переименовали в форт «К» («Рошаль»). В 1934-35 годах на форту построили два ДОТа, в которых установили пулемёты. На левом фланге, на месте установки 10-дюймовых пушек, построили бетонные защитные сооружения для четырёх 45-мм пушек, которые в годы Великой Отечественной войны обстреливали подступы к Ораниенбаумскому плацдарму. В те годы форт входил во вторую линию обороны, задача которой заключалась в отражении возможного нападения противника со стороны Финского залива, в том числе и с воздуха.
В 50-х годах батарею пушек «Канэ» переоборудовали под четыре 130-мм орудия. В 60-е годы форт был разоружён и разграблен. В 80-е годы — строители КЗС (комплекса защитных сооружений) осушили вокруг форта большую территорию, устроив на месте форта автобазу.
Когда-то грозный форт, стоявший 150 лет на защите Отечества, был практически уничтожен. Единственный оставшийся броневой бруствер батареи Шведе дал осадку. Сданный в долгосрочную аренду форт, в наше время находится в жалком состоянии. На нём проводятся «Open Air», устроен таможенный терминал с прибрежной гостиницей, на правом фланге — огород, а наблюдательный пост облюбовала молодёжь.
Изображение


1-й Южный
2-й Южный «Дзичканец»
3-й Южный «Граф Милютин»

«Тотлебен»
«Обручев»
1-й Северный
2-й Северный
3-й Северный
4-й Северный «Зверев»
5-й Северный
6-й Северный
7-й Северный

«Александр-Шанец»
«Риф»

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/03/29 15:34
ole
Изображение

Дача Гаусвальд - одна из первых и самых красивых построек в стиле модерн, датируется 1898 годом. Любителям советского кино этот дом покажется знакомым, и не зря!

Изображение



Названием особняк обязан своим первым владельцам. Он принадлежал булочному мастеру Гаусвальду и его семье. На первом этаже располагались жилые комнаты, выше кабинет хозяина и комнаты для гостей. За образец здесь взят классический английский коттедж с отдельным входом для прислуги.

Именно здесь снимали эпизоды для «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а также фильмы «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь».


Адрес дачи Гаусвальд:Санкт-Петербург, Каменный остров, 2-я Березовая аллея
Ближайшее метро:Черная Речка

Re: Мой город славен...

СообщениеДобавлено: 2013/03/29 15:39
ole
Неподалеку от Исаакиевского собора находится прекрасное сооружение — дом-усадьба Демидова.

Во дворе усадьбы еще сохранились необычные объекты: сад с яблонями и помещение, где расположен первый в России кегельбан (он еще земляной). И, самое главное, уникальное сооружение, чуть ли единственная во всем мире, веранда из чугуна на столбах с великолепной лестницей, тоже чугунной.

К сожалению, сейчас там расположена коммерческая фирма, и вход на усадьбу Демидова закрыт.

Изображение

пер. Гривцова, д. 1/64