Страница 1 из 3

История и красоты Ленинградской области.

СообщениеДобавлено: 2012/05/14 19:04
ole
Тихвин.

Город ,60 000 человек, приблизительно 200 км от Петербурга.

Изначальное название города – Предтеченский погост.

Тихвином называется с 1724 года.

Так как здесь ранее жили веси, то при расшифровке названия нужно опираться на вепский язык.

Вообще название Тихвин – это гидроним, то есть название произошедшее от названия реки. Можно разделить его на два слова «тих» и «вина». «Тих» - значит густой, а «веен» - «воды» в родительном падеже. Так же известно, что вепсы прибавляли к названиям в родительном падеже термин «йоки» - что значит река. Если соединить все вместе, то получается «густой воды река», то есть не быстрая. По другой версии, название Тихвин обозначает дорога к рынку, так как город был расположен на торговом речном пути.

Места красивые, грибные, ягодные, богатые) Реки, озера, Ладога недалеко...


Изображение

По летописным источникам известно, что окрестности города Тихвин были заселены еще в III – II тысячелетиях до нашей эры племенем весь. В середине 14-15 века на эти места пришли славяне и территория стала частью Руси.

Тихвин находился на перекрестке торговых путей из Скандинавии в Новгород, Москву и Ладогу и занимал важное стратегическое положение в системе северо-западных границ Руси.

Изображение

Город делится рекой на две части условно : старый город и новый. Новый - неинтересный. Как везде, многоэтажки. Старый город - деревянные дома или каменные, одно-двухэтажные. Состояние дорог и домов - как везде в городках подобного типа...


Изображение



КАК ПРОЕХАТЬ

Из Санкт-Петербурга: с Московского вокзала поездом на Вологду до станции Тихвин, либо электричками с пересадкой в Волхове.
Из Москвы: Поездом Москва-Петразоводск до станции Волховстрой-1, далее электричкой Волховстрой-Бабаево до Тихвина.

Я обычно везде езжу без экскурсий. Но в случае с Тихвином взяла тур. Исключительно потому, что в программу входили еще места, куда самой добраться проблематично, если есть цель посмотреть все за один день.

Программа была следующей :


1. Посещение Введенского женского монастыря

2. Посещение Тихвинского монастыря:

- прогулка по территории монастыря

- подъем на звонницу, с посещением небольшого музея

- посещение Тихвинского монастыря, где находится чудотворная икона Тихвинской Божей Матери

- обед в трапезной, либо свободное время на территории монастыря

3. Посещение Антониево-Дымского монастыря

- прогулка к целительному озеру

4. Посещение женского скита Сенно

- посещение храмов на территории

- спуск к целительному источнику и купели, где можно набрать воды, а также искупаться в купели


Так вот.. Если первую половину этого плана можно самому выполнить без проблем, то вторую уже сложнее.
По этим местам бывают два типа туров - чисто паломнические и туристические, - для тех, кто интересуется историей и архитектурой.
Набралось нас всего 8 человек. Группа получилась смешанная. Паломническо-туристическая.

Так как не сезон, набрали всех подряд. Получилось чудовищно).

Нам подали небольшой экскурсионный автобусик, типа комфортабельной маршрутки, и мы отправились.

Гид на маршруте была крайне слаба в знаниях, постоянно путалась, переключалась на другие темы, не знала, что и как говорить. Хорошо, что я, по своей привычке, прочитала заранее достаточно всего о тех местах, куда собиралась ехать.

Речь ее была ужасной. Она, будто засыпая, произносила по слову в минуту, отчего следующее слово уже не связывалось с предыдущим, потому как оно, предыдущее, уже забывалось.
То, что она говорила, достойно награды за перлы )) Я сначала даже записывать стала ( тем более, с ее темпом речи, это не составляло никакого труда), но потом бросила это дело, поняв, что записывать надо было всю ее экскурсию, а это невозможно просто)

Вот вам немного из ее речи)

- В этих местах пытались земледение завести, но оно как-то пропадало.
- Шведы вторгшиеся должны были обязательно захватить... чтобы обозначить.. Очень великие страницы связаны с этим вторжением. Весь. Стоянка 10 минут. [Здесь и дальше многоточие - это не я пропуск cлов тут делаю. Это в ее речи пауза затянувшаяся была. Без купюр]
- В музее Бенуа висит древо.... [ выяснилось, что речь идет о генеалогическом дереве ]
- Сергий Радонежский как-то за помощь свою... в работе на поле...получил мешок зеленой пшеницы.
Пшеница ....ему дали гнилую. ..Он ее ел... Там же, на поле... К чему я все... - в Тихвинском монастыре трапезная была нужна.
- Топорами все умели владеть .
- Евангелист Лука занимался врачеванием. Был грамотным, значит...Его можно увидеть... Таким образом, эта икона создавалась, как образнц с живого человека.
- После 18 века....После 18 века, конечно...После 18 века, конечно, сложно говорить...Я...Монастыри создавались...Так вот..
- Книга церковная создавалась годами. Два-три года. Делалась она из кожи, чаще нерожденных животных. И требовалось целое большое стадо для ее создания.

Короче, слушать ее было просто невозможно)) Поэтому все почти 4 часа пути до Тихвина я просмотрела в окно.
Выехали рано, по полям стелился туман. Хотелось выйти и раствориться в нем. Вдоль дороги стояли очень высокие борщевики, выше роста человека , метра под два, наверное. Осень, все листочки облетели, остался от них один "скелетик". Вот так они выглядели, приблизительно (фото из инета, для наглядности. Только снега не было) Свои фотографии не удалось сделать, мимо проезжали на большой скорости)


Изображение


Мне казалось, что это человечки стоят по краям дороги, приветственно подняв руки вверх, машут и желают нам счастливого пути). А может, о помощи просили...а мы - мимо.

По пути к Тихвину проезжали через какую-то деревеньку. Удивительной красоты церковь. Кто-то заинтересовался ею.
Наша гид задает вопрос водителю : Вы, случайно, не знаете, что это за церковь?
Если бы я не сидела, я бы упала... Если бы я вела экскурсию и в автобусе присутствовал проверяющий - я бы потеряла работу просто после такого вопроса !)))

Через часа два после выезда сдедали стоянку бытовую вот у этого кафе :


Изображение

Изображение

Приехали в Тихвин ,там подключилась местный экскурсовод. Та была гораааздо приличнее). Рассказывала хорошо, интересно. Но без души... Оттарабанивала текст. Правда, качественно)
Как много у меня претензий к гидам, однако )))

Дальше - уже конкретно расскажу о том, что видела. О каждом монастыре, месте.

Посетили мы два женских и два мужских монастыря, все действующие. Два в самом Тихвине, два- подальше, километрах в 15 и в 25. Все очень интересно, красиво. С погодой почти повезло, без дождя. Но пасмурно.

Очень понравился Дымковский монастырь, мужской.
Женский монастырь в Сенно - тоже чудесный. Необычная церковь Иоанна Предтечи, священный источник, купель для купания (домик на улице), родник, поле, деревня заброшенная... Сама бы я в эти два места точно не добралась! Или только в том случае, если ехать в Тихвин не на один день. Автобусы ходят редко, надо знать расписание.

Обратно ехали очень долго, стояли в пробках при подъезде к городу, дачники возвращались в город. Жуть).


Изображение

А в общем - поездка удалась!) Надо будет выбрать время, съездить самой в Тихвин еще раз. К иконе, не спеша. И зайти в дом-музей Римского -Корсакова, о котором нам ни слова не сказали. А он там есть!))).

Тихвинский Введенский девичий монастырь.

СообщениеДобавлено: 2012/05/14 19:25
ole
Первым впечатлением о Тихвине стал Введенский монастырь.


Он находится на въезде в город, напротив лесозавода. Со стороны дороги он более-менее прилично выглядит, а вот дальше...

Изображение

Судя по летописным источникам, на месте будущего Введенского монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает "путеводительница", "указующая путь") была написана, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии - первой христианской империи.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя “сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь”. Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно “за гордость, братоненавидение и неправды народа”.
В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.



Кто был во Влахерне, в Стамбуле, тот был там, где раньше находилась эта икона...

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя возведенный в 17 веке каменный трехглавый шестистолпный Введенский собор и построенную в 17 же веке церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Изображение

Сейчас все здания монастыря находятся в весьма плачевном состоянии. В течение многих лет их использовали не по назначению, что привело не только к осквернению монастырских построек, но и к сносу ряда деревянных построек и к аварийному состоянию части каменных зданий. Увы...


Изображение


Введенский девичий монастырь был основан по велению царя Иоанна IV в 1560 году.
Он представлял собой деревянную крепость. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров.

Захваченный в 1613 г. монастырь был разграблен и разрушен шведами при отступлении, после упорных боев была разорена и сожжена шведами дотла. Однако инокини не пострадали: вместе с игуменией Дарией они скрывались в глухих лесах возле озера. Восстановленный в 1626 г. на средства и под наблюдением Анны Колтовской (Дарии)— сосланной в Тихвин четвертой жены Ивана Грозного, Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Монастырь был отдан Дарье в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына.

Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумений, назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение.

В алтаре этого храма близ горняго места находится шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещена в древнем створчатом киоте.

До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

В середине XIX столетия в перестройке Введенского ансамбля принимал участие известный петербургский архитектор И. И. Шарлемань, привнесший в оформление зданий много эклектических черт. Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, была построена четырехъярусная надвратная колокольня.

В 19 веке здесь 14 лет провела послушницей, а потом и приняла постриг будущая духовная дочь св. Иоанна Кронштадтского, игуменья Таисия Леушинская, знаменитая тем, что основала более 10 монастырей и скитов и была настоятельницей одного из них.

В 1844 году в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына местного общественного деятеля А.П. Римского-Корсакова и нарекли младенца Николаем.

Ребенок этот вырос и, став морским офицером, объехал полмира по морям и океанам. Но вошел он в историю России как классик русской музыки, создатель композиторской школы, автор пятнадцати опер, множества оркестровых произведений, романсов и обработок русских народных песен.

Ему было суждено в своей музыке передать впечатления детства, проведенного в Тихвине: его колокольные звоны, завороженность от церковных служб стоявшего напротив родительского дома Успенского мужского монастыря, а еще тайны, поверия, сказания о Введенской девичьей обители, навеянные памятью о Смутном времени, о Грозном царе и его несчастных женах.


В 1917 году в обители было до 200 монахинь и послушниц. Монастырь содержал приют для девочек-сирот. Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был сад, возле собора - обширный некрополь.


После революции в обитель пришли другие люди. Здесь была размещена областная детская колония. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год. В Кирилле-Белозерском монастыре находится колокол из Тихвинской девичьей обители. Вывезенный отсюда, до Великой Отечественной войны он висел на звоннице в Новгороде.

Последняя настоятельница Тихвинского Введенского монастыря Игумения Иоанникия была расстреляна 3 декабря 1937 года, как раз в канун престольного праздника Введенского монастыря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

В неприспособленных помещениях монастыря размещались детская музыкальная школа, зал борьбы Детско-юношеской спортивной школы, художественная мастерская, гаражи отдела горисполкома, мастерская надгробий, пожарное депо, жили люди.


Изображение

Весной 2005 года решением депутатов районного совета два полуразрушенных давно пустующих здания - колокольня и сестринский корпус - были отданы Тихвинскому Богородичному Успенскому мужскому монастырю для реконструкции и возобновления в бывшей девичьей обители монастырской жизни.


Изображение

В 2005 году создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря»

10 апреля 2005 года в помещении надвратного храма в колокольне Введенской обители состоялся первый молебен.
14 августа 2005 года Настоятельница Православного Горненского женского монастыря в Иерусалиме Игумения Георгия, посетившая Тихвин, подарила для храма св. вмц. Екатерины камушек с Гроба Господня и частицу Животворящего Креста Господня.

С июля 2005 года каждый четверг на территории Тихвинского Введенского девичьего монастыря в храме св. Екатерины совершаются службы

Начинаются подготовительные строительные работы по восстановлению колокольни и надвратного храма.

При возрождающемся монастыре заработал кружок рукоделия, организована столярная мастерская, где дети и взрослые могут обучиться этим ремеслам. Появились первые книжки в библиотеке.
Сейчас в монастыре четыре монахини.


Изображение


Хочется надеяться, что возрожденный Тихвинский Введенский девичий монастырь вновь станет славой России, как в былые времена.

Свято-Троицкий женский скит в Сенно.

СообщениеДобавлено: 2012/05/14 19:56
ole
Скит - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV - V вв. были уединенные поселения монахов.

Сейчас, собственно, название этого места уже устарело. Нынче это называется Свято-Троицкое женское подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. В церковно-административном отношении оно подчиняется настоятелю монастыря.

Погост на этом месте упоминается с незапамятных времен.

Отдаленный женский монастырь использовали как место ссылки неугодных лиц женского пола: княгиня Волконская, княжна Юсупова, первая жена прадеда А.С. Пушкина Абрама Ганнибала Евдокия, которая родила царскому арапу белую дочь. Это лишь немногие из тех, кто томился в стенах обители.

Изображение

В XVII веке сюда, из разоренного шведами и новгородцами Тихвина перенесли местную администрацию, 'земскую избу'. Храмы в Сенно всегда были деревянными, дважды горели (в 1653 и в 1771) и дважды отстроены заново (в 1655 и 1777).

Но во второй половине XIX в. произошел большой пожар. Денег на восстановления у местных обитателей не хватило. Помог св. прав. Иоанн Кронштадтский. На пожертвованные им деньги было построено два храма - каменная церковь во имя Святой Троицы и деревянная - во имя святых Великомучеников Флора и Лавра.

Изображение

В приход Сенно входило десять деревень, при нем действовали общество трезвости во имя преподобного Серафима Саровского и церковно-приходская школа.

В советское время храмы пришли в запустение, хотя и не были разрушены. Известно имя последнего здешнего священника - о. Василий Канделябров. В 1937 г. он был схвачен и, видимо, умер во время первого же допроса. Отец Василий причислен к Новомученникам, его икона находится в Троицкой церкви. Церковный приход просуществовал до 1937 года. Далее церкви были закрыты,
помещения храма использовались под клуб и магазин.

В начале 90-х районная администрация передала их Тихвинскому монастырю - как единственному, который мог позаботиться о них. Тогдашний настоятель Тихвинского монастыря, отец Александр Гордеев, предки которого служили в здешних храмах, распорядился устроить в Сенно приписной женский скит. Вход Троицкой церкви украшен мозаичной храмовой иконой,а внутри - множество святынь. Например, сохранилась подлинная люстра-хорос.

Изображение

В храме ничего фотографировать нельзя, но я попросила разрешения. Очень неохотно, но мне позволили сфотографировать хорос. Уж очень он мне понравился.. А больше - ни-ни! Да и трудно там снимать - полумрак . Видимо, в целях экономии. Или по идейным соображениям, я не знаю..

Тут же хранится рукавица св. прав. Иоанна Кронштадтского, а так же тапочек, освященный на мощах св. Спиридона Тримифунтского и множество других святынь для верующих, а также сувениры, привезенные из паломничеств или полученные в дар.

Имеются сведения, что икона Живоначальной Троицы из местной церкви (Флора и Лавра ) находится в Третьяковской галерее.

В 1996 на месте бывшего прихода был основан женский скит Тихвинского Свято-Успенского мужского монастыря во главе с монахиней Тавифой.

Постепенно храмы скита восстанавливались. Троицкая церковь отремонтирована в 1998 году, Флора и Ливра - в 2001-2002 годах. В 2005-2006 годах сооружена новая церковь (или часовня) - Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи.

Изображение



Неподалеку от монастыря, у самой дороги, стоит небольшой деревянный дом, в котором живет ушедший на покой отец Александр Гордеев. Лет ему уже за 80, поэтому за ним присматривают здешние монахини. Иногда он выходит на крылечко и благословляет посетителей монастыря.

Ещё в монастыре живет кот Аминь, и, поскольку он никаких обетов не давал, время от времени монахини раздают котят всем желающим).

Святой источник открылся в 1999 году - через два года после основания скита рядом с местом , где находился дом Василия Канделяброва.
На месте его дома установлен памятный крест. По пути к святому источнику сохранились одичавшие яблони, смородина, крыжовник из бывшего сада священника.


Чтобы принести воды с источника, нужно от церкви крутой дорожкой спуститься к ограде, пройти через "Дверь смирения", вдоль забора пройтись до тропы... А там - уже полем до крутобокой долины речки Нижницы. Дверь очень маленькая, приходится низко наклоняться, чтобы пройти в нее.


Изображение
( эта фотография, с дверцей, - из инета)


Изображение


Вода из святого источника обладает целительными свойствами.Она весьма холодная + 2 +4 С. Вода святого источника способствует излечению больных . Говорят, она больше лечит голову, чем тело. Поэтому окунаться следует неприменно с головой. Вода источника должна гнать прочь уныние, тоску, бесовские мысли и т.п..

Изображение


Воду можно набрать из колодца. Есть ведра и ковшики. Нас попросили набрать канистры с водой для скита - путь не близкий, а монахиням тяжело носить воду. Из колодца святая вода отводится в устроенную купель, чуть ниже.

Купель на святом источнике достаточно неглубокая, так что придется либо встать на колени, либо очень глубоко приседать, чтобы вода покрыла голову при омовении.




Изображение



Пока искала этимологию слова Сенно,нашла нечаянно чудесные фотографии скита, сделанные Борисом Константиновичем Немым во время его полета на параплане. Показываю)



Изображение

Видна тропинка через поле, которая ведет к источнику.


Изображение

Адрес подворья : Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Сенно. Настоятельница: матушка Тавифа.

Как доехать самостоятельно - не знаю)
Предполагаю, что на автобусе в сторону Бокситогорска, надо спрашивать. Для машин указателя поворота на скит - нет. Только по описаниям.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь

СообщениеДобавлено: 2012/05/14 20:11
ole
Недалеко от города Тихвина, на большом холме вблизи Дымского озера, стоит Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Изображение

( это фото из инета)


Это один из древнейших монастырей Северной Руси. Ему почти восемь веков, в течение которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы.
Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный Антоний родился в начале 13 века в Новгороде в благочестивой семье.
Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь, где через некоторое время получил монашеский постриг. Ища пустынного уединения, Преподобный вскоре ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке и, долго молился на нем.

Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней.

На берегу есть часовенка, откуда виден крест.

Изображение


Изображение


Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Утвеождается, что многие люди исцелялись этим благодатным купанием. Считается так же, что это помогает обрести веру и душевное равновесие. Поэтому построили специальный вход в воду, лестничку такую :

Изображение


Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В келье на холме, в каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, желающих разделить его подвиги. Так было положено начало самому монастырю.

Преподобный Антоний , умер на 67 г. жизни. Тело святого было положено в устроенной им церкви , где в 1370 г, через 100 лет после его смерти, было найдено нетленным.

Сейчас мощи св. Антония находятся в церкви, им можно поклониться.

Что касается монастыря...

Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году.

При советской власти монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Местные жители до сих пор рассказывают, как для разгона монахов пригнали броневик.
В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик».
Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение.
В последние десятилетия в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. А 17/30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возрожден и имеет статус приписного скита Тихвинского монастыря.

Это - братский корпус, здесь живут монахи. Я не видела ни одного. Только священника в храме.

Изображение


Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах. Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный.

Изображение


Другой каменный собор монастыря – церковь Святой Троицы – сейчас только восстанавливается.


Изображение

Рядом с церковью видны штабели кирпичей.

Деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным методом.
Рядом с кирпичами стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры.
Каждый, кто сделал пожертвования на восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя.

Изображение

( это фото не мое)


Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едете минут десять по трассе , переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, там еще километра три и приезжаете прямо к монастырю.

Доехать до монастыря можно и автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

Успенский монастырь

СообщениеДобавлено: 2012/05/14 22:44
ole
Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого
означает “путеводительница”, “указующая путь”).


Изображение

Этот образ был написан, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии.

Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии—первой христианской империи.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г..) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин. Немедля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания.


В 1505-1515 гг. по указу великого князя Василия III на этом же месте был построен каменный Успенский собор. Дважды в собор приезжал молиться великий князь Иван IV Васильевич (Грозный).
По указу Ивана Грозного в 1560 г при храме был основан Тихвинский Успенский монастырь.

[ URL ]

Изображение

К числу самых интересных сооружений Тихвинского Успенского монастыря относится трехъярусная пятишатровая звонница – «часозвоня».

Изображение

[ URL ]

Монастырь во время Смуты не раз подвергался осаде. В 1610 г. Успенский монастырь был разграблен польско-литовскими воинами, в 1608–1613 гг. недалеко от монастыря происходили сражения русских войск со шведами, которые превратили монастырь в гарнизон, но были выбиты оттуда.

Тут был подписан Столбовский (д. Столбово, Тихвинского уезда) мир в 1617 году, в результате которого Россия избавилась не только от шведской, а через год — и от польской оккупации. Столбовским (д. Столбово, Тихвинского уезда) миром 1617 года, в результате которого Россия избавилась не только от шведской, не через год — и от польской оккупации.

[ URL ]

Монастырь жил и развивался.

В середине 20-х годов XX столетия монастырь был разграблен и закрыт.

В ноябре 1941 г. Тихвин был оккупирован, а икона была отправлена в Псков, куда немецкие солдаты свозили ценности из Новгорода и пригородов Ленинграда. В 1944 г. икона была передана Псковской православной миссии, а затем перевезена в Ригу.


Псков, Рига, Польша, Америка — таков её путь следования . Но не погибла Святыня и в огне войны, что было чудом не меньшим. Спасший ее из плена священник Иоанн Гарклавс стал хранителем чудотворной иконы, в ожидании, когда исчезнет в России безбожная власть.
Он не дожил до этого времени, но приёмный сын его, Сергий Гарклавс, выполнил волю отца и наставника, и в возрождённый в 1995 году монастырь уже в 2004 году из далёкого города Чикаго возвратилась православная икона. Об этом писали все газеты в то время.

Монастырь действует, издает свою газету. Есть свой сайт.


Изображение


Проводится социальная работа . Монахи посещают детские дома, устраивают праздники в Детских домах и приютах, расположенных в Тихвинском и Бокситогорском районах.

Например,дети из Бокситогорского Детского дома посетили Тихвинский монастырь. Ребята ознакомились с историей пришествия Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, узнали о чудесной помощи Пресвятой Богородицы в защите обители от шведских захватчиков в начале XVII века. После чаепития детдомовцы посетили музей старинной столярной и обувной мастерских , увидели редкие и необычные инструменты, узнали, как ими пользоваться, а также осмотрели макет ладьи, которая ходила в прежние времена по реке Тихвинке.
При монастыре работают иконописная мастерская и золотошвейная мастерская.

Изображение

В нашу программу был включен концерт хорового коллектива монахов. Пели - обалденно. Акустика в церкви – впечатляющая.

Изображение

На территории монастыря можно сытно покушать, можно остаться на ночлег. Монастырскоая паломническая гостиница расположена во внешнем каре монастыря в 2 железнодорожных купейных вагонах. В каждом вагоне функционирует душ и туалет. Предоставляются спальные принадлежности.Стоимость ночлега: 300 руб. в сутки за одно место.


При входе на территорию монастыря слева в киоске Вы всегда сможете приобрести свежую монастырскую выпечку и монастырский хлеб, а также отведать и приобрести домой монастырский квас.

Изображение

Посетив Чайную, можно отведать монастырских блинов, как с начинкой, так и без, а также выпить душистого чая с мёдом. Если вы основательно проголодались, можно заказать порцию монастырских рыбных пельменей с бульоном. Там же можно выпить монастырского кваса.

Изображение

При входе во внутреннее каре монастыря, по правую руку , есть Трапезная, где подадут Комплексный монастырский обед.
-Салат "Витаминный" (капуста, морковь)
-Борщ
-Рыба, запечённая по - монастырски с гарниром
-Выпечка
-Чай, монастырское вино – кагор

Стоимость трапезы – 170 руб. (с кагором – 200 руб.) с человека. Также предлагаются комплексные обеды по 100 руб. (постные).

Изображение

А тут была аптека)

Изображение

Место незабываемое, красивое, богатое историческими событиями.

Изображение

Re: Ленинградская область. Тихвинские монастыри.

СообщениеДобавлено: 2012/05/15 15:02
Амели
Спасибо за такой подробный отзыв. Фотографии шикарные, и очень много новой информации для меня. Сама люблю провинциальные русские города с историей. Вот последний раз была в Суздале, очень понравился город, тишина, покой и церкви-церкви-церкви. С удовольствие съездила бы в Тихвин.
Экскурсоводы, конечно, просто песня, поэтому тоже практически всегда ездим самостоятельно, мои филологические уши этого не выдержали бы

Re: Ленинградская область. Тихвинские монастыри.

СообщениеДобавлено: 2012/05/15 21:51
ole
Спасибо!)
Всю жизнь почти живу в Ленинграде, Тихвин недалеко относительно, а вот съездить туда решила только после того, как во Влахерне побывала)))
Уж очень захотелось увидеть знаменитую икону, которая видела так много времен, стран и людей...

Попасть к ней было нелегко, тем более, в рамках экскурсии. Очередь к ней стояла очень длинная, шла медленно. Люди минут по 5-10 оставались у иконы. Кто-то молился, кто-то просто изучал ее. Может быть, мысленно разговаривал...
А времени на осмотр собора дали всего 40 минут.

Поэтому есть смысл приехать в Тихвин еще раз. Уже только в храм, к иконе. Разглядеть получше).

Re: Ленинградская область. Тихвинские монастыри.

СообщениеДобавлено: 2012/05/16 11:49
Амели
Я из Вологды, у нас, например, рядом знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь с фресками Дионисия, так я туда попала тоже только лет в 25, не раньше, хотя уже несколько раз была за границей до этого. Вот как-то так, грустно.
А еще у нас в области, в Никольском районе, как оказалось, есть Часовня Тихвинской иконы Божией Матери на месте явления иконы

Re: Ленинградская область. Тихвинские монастыри.

СообщениеДобавлено: 2012/05/17 09:45
ole
Всегда кажется, что лучше успеть посетить далекие страны и места, а свое - вот оно, рядом, всегда успеется)))
Я была в Вологде, в Кирилло-Белозерский монастыре..Красота неописуемая!
Вот, в Муром хочу доехать. Очень интересные места там.
Экзотика - это хорошо! Но мы так мало знаем о своем, родном.

Re: Ленинградская область. Тихвинские монастыри.

СообщениеДобавлено: 2012/05/18 13:38
Амели
Муром, да, родина Петра и Февроньи. Хорошо все-таки, что этот праздник стали отмечать в России

Старая-старая Ладога

СообщениеДобавлено: 2012/06/18 14:50
ole
Ну, вот я и до Старой Ладоги добралась...

Выехала в дождь, всю дорогу он лил. Приехала - водичку перекрыли в небесной канцелярии. Но было пасмурно. Это даже хорошо). Непогода помогла получше рассмотреть места, крепость и монастыри .
Народ сидел по домам, пил чай-кофе, кутался в пледы и смотрел телевизор.

План был такой :

- Николо-Медведский монастырь в Новой Ладоге
- Старо-Ладожская крепость
- археологический музея
- Староладожский Никольский монастырь (мужской)
- Успенский монастрырь (женский)
- церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горке

Расскажу по порядку.

Старая Ладога...

В известной всем " Повести временных лет ”, был поставлен вопрос: "откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть”.
Автор повести этим вопросом утверждает, что Киев стоял у истоков Руси. Но современные историки утверждают, что истоки Руси находятся не в Киеве, а совершенно в другом месте.

Этим местом является территория современной Ленинградской области, а именно южный берег Ладожского озера.

Первым городом Руси была Ладога, которая и по сей день находится в нескольких километров к югу от устья реки Волхов.


Изображение

Ладога расположена в уютном месте, на более или менее ровной низинке, в окружении древнего коренного берега седого Волхова. Под этими кручами несут свои воды быстрые речушки Ладожка и Заклюка, сливаясь у «Белого камня» широким потоком впадают в Волхов.

Изображение

В доисторические времена здесь располагались стоянки первопроходцев, а с началом активных торговых связей между Востоком и Западом по Волхову пролегали великие водные пути «из варяг в арабы» и «из варяг в греки».

[ URL ]

Археологи установили приблизительную дату рождения древнего города - 753 г. Это сделал доктор исторических наук Е. А. Рябинин, который в семидесятых годах XX века провел раскопки в Старой Ладоге. Но вот интересный факт. Дендрохронологический анализ показал, что при строительстве в Ладоге использовалось дерево, срубленное в 612 г. Следовательно, поселения существовало значительно раньше 753 г.

Старая-старая Ладога

СообщениеДобавлено: 2012/06/18 14:51
ole
Есть еще один интересный факт. На самом высоком мести в Старой Ладоге, Малышевой горе, стоит белый храм Рождества Иоанна Предтечи. Настоятель храма отец Варфоломей убежден, что место это освещено самим Андреем Первозванным. Его убеждения основываются на древних преданиях, в том числе и преданиях Валаамских монахов. По всей видимости, именно здесь, на Малышевой горе, поставил святой крест, в первом веке новой эры, путешествующий среди языческих племен, первый ученик Иисуса и один из его двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.

На протяжении многих веков в приладожье постоянно шли ожесточенные сражения между местными племенами. На ряду сними, сюда приходили и иноземные захватчики. В общим регион был неспокойный.

Вздували горны кузнецы и ювелиры, кроили, шили и украшали свои изделия кожевенники, лепили горшки гончары, увлеченно работали резчики по кости и дереву, осваивались тайны стеклоделия в изготовлении пронизок, бисера, бус, браслетов.


Изображение

Строились большие жилые дома, мастерские, дома для отдыха и развлечений, культовые сооружения. Здесь можно было починить корабль, нанять лоцмана для проведения судна через опасные волховские пороги. Ремесленники и торговые люди прибывали в Ладогу отовсюду. Население оказалось многоязычным и объединенным заботами об обустройстве нового торгово-ремесленного центра.


Изображение


К 860 г. племена славян и чуди, разбив иноземных захватчиков, которые захватили Поволховье и Ладогу, решили поискать себе князя на стороне, который бы сумел объединить племена и народы южного Приладожья и более далеких земель. И в 862 г. в городе на Волхове появился легендарный князь Рюрик с дружиной.

Re: Ленинградская область. Старая Ладога.

СообщениеДобавлено: 2012/06/18 14:54
ole
Откуда же пришел Рюрик? Этот вопрос волнует многие умы по сей день.

Вот одна из многочисленных и правдивых гипотез, потому что имеет под собой серьезную историческую основу.

Рюрик – сын Умилы и внук Гостомысла, а значит и прямой потомок легендарного Словена.
В древней "Книге Велеса” написано, что в 2578 году до н.э. великий князь Словен построил град Словенск , "иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Илмера по реце Волхову полтретья попреща. И от того времени новопришельци скифы начаша именоваться словяня…”. Есть все основания предполагать, что под Великим Новгородом имелась в виду Ладога.

По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру.

Изображение


Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы.

Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего "бысть тишина по всей земли".
Гостомысл, избранный славянами князем, после того, как прогнал варягов правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли: одни умерли от болезней, другие были убиты на войне, не оставив наследников мужского пола. Дочери Гостомысла были выданы замуж, как водится, по политическим мотивам, за разных заморских князей. Старшая - за норманнского конунга. Младшая - за сына булгарского кагана, а средняя, Умила, за одного из западнославянских князей с острова Руген, князя ободричей. Ободричи - "об Одере" жившие - славянский род, имевший некогда непосредственное отношение к жителям Новгорода.


К концу жизни Гостомысл оказался без наследника, что его очень тревожило. Но однажды, во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли.
Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и "земля удобрится княжением его".

Изображение

Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и посоветовал отправить посольство к варягам просить князя. Гостомысл умер в 860 году. Следуя его завещанию, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 г. отправили посольство за море, к сыновьям его дочери Умилы: Рюрику (Рорик - славянское имя, от огненной птицы Рарог), Синеусу и Трувору, со словами : "земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходити княжить и владеть нами".


Таким образом, княжить в земле Новгородской был призван Рюрик - внук Гостомысла, которому Гостомысл, как сыну своей средней дочери Умилы, завещал еще в 844 году город Ладогу.

Умила была замужем за князем славянского племени бодричей Годославом (Годлвом). Оно обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей племени был город Рагон – будущий Нейстерлице близь германского Мекленбурга. Князь Годлав был убит Готфридом Датским.

Рюрику пришлось покинуть родной дом и стать варягом – наемным воином – и долго скитаться на чужбине.

Изображение

Старая-старая Ладога

СообщениеДобавлено: 2012/06/18 14:54
ole
Согласно "Повести временных лет ”, Рюрик сначала пришел в Ладогу, а через несколько лет срубил Новгород. Но есть мнение, что Рюрик никуда из Ладоги не уезжал.

Новгородская летопись рассказывает об этом времени: "В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю… ”. То есть князь покинул старый город Ладогу и обосновался в Новгороде.

Но в то время Новгорода еще не было. Он возник как торговый и ремесленный центр в конце X в. Есть основания считать, что Рюрик никуда из Ладоги не уходил и до самой смерти, в 879 г., правил именно в ней.

Летописцы, описывая события двух вековой давности, не могли умалить значения Господина Великого Новгорода в истории государства, поэтому и написали в своих трудах, что легендарный князь перенес княжеский стол из Ладоги в верховья Волхова в то место, где позднее поднялся главный город Новгородской феодальной республики. Исследователи летописей отмечают более поздние вставки, сделанные опытными правщиками, на тех страницах, где говорится о переносе столицы в Новгород.

Древняя Ладога – место, где родилась Русь.
Есть все основания считать, что именно древняя Ладога, которая объединила вокруг себя племена, и стала тем местом, где родилась легендарная Русь.



Данные раскопок свидетельствуют, что к 830 г. в древней Ладоге и вокруг нее, сложилось социальное образование под общим названием рос, которое вскоре стало привычной для нас Русью.

В это сообщество входили скандинавы, славяне, финно-угоры, представители многих других племен и народов во главе с князем. Ладога уже в то время распространила свое влияние на обширную часть Евразии. Свидетельством этого стали многочисленные археологические находки. Здесь было найдено множество кладов с монетами различных государств. Например, на Волжско-Ладожском пути было найдено множество кладов арабских монет VIII в.

Изображение


Что касается происхождения слова "Русь”, то споры вокруг этого перешагнули всякие разумные границы. Еще словацкий лингвист и этнограф XIX в. Павел Шафранек считал, что река (rusa) дала имя народу, который вошел в историю под названием "Русь”.

В словаре Даля много диалектических слов, производных от корня рус, связанных с рекой: русло, руслина – быстрина, русень – притолок за бортом судна, русалка, руст – "вода идет рустом”, что значит, что она идет потоком, струей, и т.д.

Некоторые исследователи считают, что понятие "русы” или "руссы”, издревле означало "живущие на реках”, ”жители рек”, ”речной народ”.

Таким образом, название "Русь”, изначально должно принадлежать сообществу людей, живущих на берегах рек. Таким сообществом и стали объединенные племена, населявшие реки южного приладожья. Центром, которого и стала Ладога – первая столица Великой Руси.

Что же касается Киева, то если внимательно прочитать первую Новгородскую летопись, станет понятно, что варяги принесли название " Русь” сначала в приладожье, а уже затем в Киев, где это название распространилась и на "прочих”.

Красивые имена тогда были : Святослав, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Велимудр, Всеволод, Богдан, Любомила, Миролюб, Светозар.

Женская форма имен образовывалась так:

Бажен - Бажена; Белослав - Белослава
Благослав - Благослава; Богдан - Богдана
Божидар - Божидара; Всемил - Всемила
Добромил - Добромила; Людмил - Людмила.
Соответственно, Гостомысл - Гостомысла.

Изображение

(Источник /forum/go/d10d29700a3feb7a55547af619c2eb55

Re: Ленинградская область. Старо-Ладожская крепость.

СообщениеДобавлено: 2012/06/18 16:17
ole
Староладожская крепость располагается на самом берегу Волхова около мостика через речку Ладожку.
Она же - речка Елена.

[ URL ]

На мостике, как водится, замочки любовные)

[ URL ]

Изображение

Первое упоминание о ней встречается в «Повести временных лет»: в 862 году в Ладогу был призван Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором, которые начали постройку деревянной крепости.

Приблизительно в 882 году, князь Олег укрепил в Ладоге крепость. Стены были сложены из известняковых плит и достигли 2,5 — 3 метров высоты и почти 1,8 метра толщины. Мощная каменная крепость для Руси IX века была явлением уникальным, ведь ничего подобного зарождающееся государство еще не знало.

В крепость вел единственный вход - через четырехугольную Воротную башню (остальные башни круглые).

Защитники крепости придумали военную хитрость: чтобы попасть в крепость, нужно было двигаться вдоль стены до ворот, которые к тому же были закрыты решеткой. Далее, попав в башню, нужно было повернуться на 90 градусов. Другими словами, противник должен был быть многократно убитым, пока шел вдоль стены, и разворачивался внутри башни.



Смутное время крепость несколько раз переходила из рук в руки. В 1610 году ее занял отряд французских наемников. Однако в 1617 году по итогам Столбовского мира она отошла к России и почти век была пограничной.


Петр Великий, взойдя на престол, увеличил гарнизон Староладожской крепости. В 1701 году шведы снова штурмовали ее, но безуспешно. В 1702 году был взят Нотебург, и граница отодвинулась почти на 100 км, в связи с чем необходимость в гарнизоне отпала, крепость потеряла свое стратегическое значение. В 1703 году началось строительство Новой Ладоги, Ладога была переименована в Старую Ладогу и утратила статус города

Изображение

Однако нынешний облик крепости относится к XV веку.

Изображение

Большая часть крепостной стены — руины, похожие скорее на скалы, но толщина стен достигает местами пяти метров, а сложены они из впечатляющих валунов.


Изображение


Изображение

Восстановлен в первоначальном виде (стены облицованы, на башнях поставлены деревянные шатры) лишь один участок с двумя невысокими, но невероятно толстыми башнями - Климентовской и Воротной. Со стороны Волхова стена практически не сохранилась.


Изображение

Остальные три башни - Раскатная, Стрелочная и Тайничная - находятся в руинах.

Внутри крепости располагаются две церкви.


В 1164 году ладожскую крепость безуспешно пытались взять шведы, приплывшие сюда на 55 судах, но после длительной осады отступили. В память об этом был возведен изящный четырехстолпный храм Святого Георгия, яркий образец древнерусской домонгольской архитектуры. В нем сохранились фрески XII века, одна из наиболее известных – «Чудо Георгия о Змие».


Изображение

В настоящее время собор полностью восстановлен, в нем находится экспозиция музея и проводятся концерты. К сожалению, фотографировать внутри запрещено.

Изображение


Изображение

Рядом расположена деревянная церковь Дмитрия Солунского 1731 года — одна из редких городских деревянных церквей. В плане она довольно проста, и имеет одну главку, крытую лемехом. Внутри церкви Дмитрия Солунского размещена экспозиция краеведческого музея.


Изображение

Изображение


Есть еще музей в Надвратной башне, откуда дверь выводит в крытую галерею.

Изображение

[ URL ]

Изображение


Изображение

Территория крепости небольшая, идут раскопки. Если бы еще и погода смилостивилась))
Виды - отменные на Волхов .
Существует множество легенд о крепости Старая Ладога. В частности, согласно одной из них, крепость связана подземным ходом с пещерами. Увы, до сих пор он не обнаружен.

/forum/go/5c6e3f0d2f7d857391284b264afa3c2f - про пещеры.

Re: Ленинградская область. Старая Ладога.

СообщениеДобавлено: 2012/06/20 07:12
the_piece_of_ice
больше спасибо за такой интересный и информативный пост

Старая-старая Ладога. Успенский монастырь.

СообщениеДобавлено: 2012/06/21 01:29
ole
И Вам спасибо)


Я хочу рассказать об Успенском монастыре, что находится недалеко от Старо-Ладожской крепости.
Можно прогуляться до нее,наблюдая за неторопливой жизнью провинциального нынче городка.
Впрочем, Старая Ладога сейчас имеет статус не города, а села...


Датой основания монастыря принято считать 1156 год.

Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский.

Изображение

На подпружной арке Успенского собора был обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших в середине XII в. в Новгороде потомков рода Владимира Мономаха (Ростиславу или Святополку Мстиславичам).

В это время,очевидно,и построили Успенский собор . Это типичный памятник новгородского зодчества, восходящий ко времени до монголо-татарского нашествия.

Этот древнейший, уцелевший на всю высоту храм на всем северо-западе Руси.

На стенах и столбах в интерьере храма , в откосах оконных проемов сохраняются немногие фрагменты настенной живописи 12 века.

Изображение


Все стены храма первоначально были украшены фресками, до наших дней на стенах и столбах в интерьере храма , в откосах оконных проемов сохраняется около 30 кв.м. фрагментов настенной живописи 12 века.
Каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, разграбленная и разрушенная шведами, была вновь отстроена и освящена в 1617 г.


Об истории этого монастыря сохранилось мало данных; время основания его неизвестно, достоверно только, что он уже существовал в XV и XVI веках, был разрушен шведскими войсками Понтуса Делагарди в 1611 г..


Перенесемся через столетия. 7125-й год, по нынешнему летоисчислению 1621-й.

На российском престоле — первый из Романовых, Михаил Федорович. Смутное время позади. Шведы, мечтавшие, как уже сказано, отхватить кусок от русского пирога, вытеснены из царских пределов.
Ладога, проведшая в шведской оккупации семь лет, разорена. Древний храм Успенского монастыря стоит черный и обугленный — как и ровесник его, Георгиевский. Сестры Успенской обители бродят по одичавшей округе и питаются подаянием


Монахиня Акилина решила воссоздать монастырь. Она собрала некоторых из рассеявшихся сестер и била челом царю Михаилу Феодоровичу о возобновлении обители и о возврате ей ее прежних вотчин и угодий. Челобитье старицы было уважено в полной мере, и уже в 1617 г. освящена каменная Успенская церковь.

Существует грамота царя Михаила Федоровича (1621 г.) о возобновлении монастыря: «По челобитью Успенского монастыря строителя – старицы Акилины с сестрами его царское величество, поелику де по разорении шведами Великаго Новгорода и с прочими городами разорена и сия обитель, а в прошлом де 7125 (1617 г.) Новгород с пригороды от шведов обратно отданы – приказал, по просьбе означенной старицы, монастырь возобновить, сестер собрать, прежния вотчины, и прочии угодья отдать для содержания монахинь».


Среди монахинь долго хранилось предание, что старица Акилина, в мантии и с посохом в руке, обходит ночной порой восстановленную ею обитель и исчезает в стене соборной церкви, где под крайним окном предполагалась ее могила. По преданию узреть видение старицы Акилины удостаивались монахини особо святой жизни.

История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России ссыльных женщин. Сначала это была бывшая царица Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I.

В постриге имя ее было Елена, жила она в обители с 1718 по 1725 год. Евдокия была переведена сюда из Суздальского Покровского монастыря.

Царицу старались разобщить с внешним миром: было запрещено под страхом смертной казни говорить с нею, вокруг монастыря поставлен двойной полисад, прихожане монастыря были отчислены к другому приходу, с запрещением посещать монастырскую церковь. Охранял монахиню военный караул.

Изображение

После шестилетнего заключения, при воцарении императрицы Екатерины I, Евдокия Феодоровна была переведена в Шлиссельбург. Сохранились воспоминания, что император Петр I выказывал жалость к заключенной супруге: он посещал ее келью, угощал ее из своего дорожного погребца и заботился о ее жизненных удобствах.

Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы - в отдалении от основных построек монастыря.


После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Распорядился об этом А.Д. Меншиков, руками Екатерины I .

От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона "Троеручица", которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.



С 1754 г. здесь отбывала наказание жена А.П.Ганнибала ("арапа Петра Великого", прадеда А.С.Пушкина) - Евдокия Андреевна, урожд. Диопер. Наказана она была за то, что родила арапу белокожего ребятенка...)

Во время царствования Николая I сюда были сосланы родственницы декабристов.

Монастырь был закрыт в 1919 г. В начале XXI в. началось его возрождение.

[ URL ]

Re: Старая-старая Ладога. Успенский монастырь.

СообщениеДобавлено: 2012/06/21 01:48
ole
Сейчас монастырь, имея более двухсот сестер, содержит приют для девочек, имеет больничный корпус, общую трапезу и несколько церквей; за оградой есть гостиница.

Я наблюдала, как одна из монахинь тихо разгваривала с девочкой лет двенадцати, давая ей наставления, как себя вести с ее подругой, которая ее обидела, объясняя ей, как выйти из сложившейся ситуации . По-матерински так говорила, душевно.. Все бы родители так со своими детьми.

Девочка слушала, возражала, потом молчала, задумавшись...

Территория монастыря весьма ухожена, монахини ухаживают за парком. Вот такие славные фигурки "гуляют по всему саду)

Изображение

[ URL ]

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Есть свой колодец со святой водой.


Изображение

Раздается деловитое кудахтанье с птичьего двора.

Изображение

На грядках растут овощи , охраняемые вот таким симпатичным пугалом)

Изображение

Тихое, спокойное место..Меня не покидало удивительное ощущение того, что я находусь в далеком поза-поза-поза....прошлом веке).

В монастыре находятся две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре работала школа до революции. Сейчас тоже что-то вроде школы есть. Поговорить с монахинями не удалось, хотя очень хотелось. Времени не хватило...

Изображение

В Санкт-Петербурге (на углу Петергофского и Нарвского проспектов) монастырь имеет подворье с Успенским храмом.

Re: Старая-старая Ладога. Успенский монастырь.

СообщениеДобавлено: 2012/06/21 14:55
Lvenok
Спасибо за рассказ и фотографии, как будто сама съездила Школа при монастыре церковная?

Re: Старая-старая Ладога. Успенский монастырь.

СообщениеДобавлено: 2012/06/21 23:58
ole
Школа - да, церковная). И приют для девочек. Классная идея, на самом деле, с приютом.