ТУРКИ, тюрк (самоназв.), народ, осн. население Турции. Числ. в Турции 50 млн. чел. Живут также в Германии (1,35 млн. чел.), Болгарии (750 тыс. чел.), Нидерландах (160 тыс. чел.), Франции (150 тыс. чел.), на Кипре (140 тыс. чел.), в Македонии (110 тыс. чел.), Греции (100 тыс. чел.) и др. странах мира. Общая числ. 53,3 млн. чел.
В состав Т. входят субэтнич. группы скотоводов-кочевников и полукочевников, восходящие к тюркским племенам, не слившимся с местным населением и сохраняющим патриархальный уклад: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы, зейбеки, чепни. Часть их перешла к оседлости и ассимилируется турками. Говорят на турецком яз. тюрк. группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (с юго-западными, центральными, восточными, северо-восточными, черноморскими, юго-восточными, кастамонуйскими, караманскими диалектами) и румелийская, или восточнофракийская, группа. Араб. письмо с 13 в., лат. графика с 1928. Подавляющее большинство турков - мусульмане-сунниты.
Турецкая народность сложилась к сер. 16 в. из двух осн. этиич. компонентов:тюркских кочевых скотоводческих племён, гл. обр. огузских и туркменских, мигрировавших в М. Азию с В. в период сельджукских и монгольских завоеваний 11-13 вв., и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в М. Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в юго-вост. Европе (14-16 вв.) заметную роль в этпич. истории Т. сыграли южнослав. народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к нач. 20 в., ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. К этому периоду относится и складывание литературного языка.
Бoльшая часть Т. занята в сельском х-ве. Пашенное земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском (пшеница, ячмень, овес, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, фрукты, виноград) и Черноморском (кукуруза, табак) р-нах. В засушливых районах центр, и вост. Анатолии земледелие нуждается в искусств, орошении и сосредоточено в горных и речных долинах. Осн. роль здесь играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). У юрюков (на Ю. и 10.-3. Турции) - кочевое, полукочевое и отгонное скотоводство. Традиц. промыслы, особенно ткачество и производство ковров, сохраняют свою роль в крестьянском быту.
Турецкие сёла невелики, обычно имеют мечеть, кофейню, постоялый двор, водоём, выложенный каменными плитами, часто с высеченными на них изречениями из Корана и именем строителя. Равнинные поселения обычно скученные, горные - разбросанные или хутора. Преобладающий тип сел. жилища на равнине - глинобитный, квадратный в плане, с плоской или низкой четырёхскатной крышей, с окнами и входом, обращёнными во внутр. дворик. В зап. р-нах встречаются двухэтажные дома на каменном или глинобитном фундаменте с круговой верандой и внешней лестницей; в лесистых р-нах - деревянная прямоугольная в плане хижина с двускатной крышей из веток (кулюбе), в вост. Анатолии кое-где сохранились полусферич. землянки (дам), в сев. Анатолии - срубные жилища (избе). В горных р-нах дома из грубо обработанного камня. У кочевников-юрюков - переносные шатры из козьей ткани (карачагыр) и войлочные шалаши (алачики), изредка встречаются юрты.
Существует деление дома на муж. (селямлык) и жен. (харем) половины.
Внутр. убранство состоит в осн. из ковров, циновок, кошм; мебель ограничена низким столиком и кроватью, вещи хранят в сундуках и внутр. нишах. Для отопления и приготовления пищи посредине вырывают очаг (тандыр) глубиной до метра; в богатых домах он служит только для выпечки хлеба, а пищу готовят на специальном очаге. Для отопления используются также жаровни (мангалы).
Традиц. одежда сохраняется в осн. в деревнях, особенно у женщин: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове - большой платок; нек-рые женщины продолжают носить чадру. Муж. костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки; на голове носили фески и тюрбаны, запрещённые в 1925, сейчас носят европ. головные уборы. У юрюков сохраняются войлочные накидки, толстые длинные шерстяные носки (юрюк чорабы) и кожаные постолы (чарык).
В традиц. пище преобладают мучные (лепёшки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушёный творог и похлёбки из него, напитки из кислого молока — айран, йогурт) блюда. Распространены похлёбки (чорба) на мясном бульоне с крупяной заправкой, супы из молочных продуктов. Мясные блюда - шашлык, кавурма, кебаб - гл. обр. из баранины. Разнообразны блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и различные сладости. Излюбленные напитки - чай, кофе и шербет.
В семейных отношениях сохраняются патриархальные и исламские обычаи. Сильна власть отца, женщина занимает приниженное положение. Брак патрилокален. Браки нередко заключаются в раннем возрасте и без согласия молодых. Обязателен выкуп за невесту; часто мужчина оказывается не в состоянии выплатить его и остаётся холостяком. Сохранились большие семьи. Нередки случаи кровной мести. В субэтнич. группах сохраняется родо-плем. деление.
Устное пар. творчество представлено эпосом («Огузнаме» и др.), историч. сказаниями (дестанами), лирич. песнями (тюркю), куплетами типа частушек (мани). Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли нар. певцы - ашики и озаны. Из танцев преобладают круговые - халай, ромейка.
Популярны нац. борьба (порет), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагёз). Широко отмечаются мусульм. праздники, соблюдаются посты. Большой семейный праздник - обрезание мальчика.
В деревнях отмечают земледельч. весенний праздник (хыдреллез) и праздник окончания с.-х. работ(касым).
Турки - месхетинцы
ТУРКИ-МЕСХЕТЙНЦЫ, тюрк (самоназв.; распространены также назв. турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетипцы, кавказские турки), народ живущий в Казахстане (ок. 90 тыс. чел.), Азербайджане (ок. 70 тыс. чел.), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (ок. 30 тыс.), Узбекистане (ок. 15 тыс.), Украине (ок. 7 тыс.); общая числ. на терр. быв. СССР - 260-280 тыс. чел. (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого яз.
Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе Т.-м. участвовали два осн. компонента: груз. племя месхов и тюрки, массовое появление к-рых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 в. Р-н Месхетского хребта сделался погранич. обл., разделявшей сферу влияния груз. царей и тур. султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 в. и походом Тимура в 1395, увеличили числ. тюрк. элементов в погранич. юго-зап. р-нах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её нас. С вхождением в 5 в состав Османской империи терр. Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия тур. этноса. Ассимиляция турками коренного нас. происходила по рeлиг. и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным нас. разговорный тур. яз. становился яз. межнац. общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в тур. яз. эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах тур. яз. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетипцы).
Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмаие-месхетинцы составляли меньшинство нас. этого региона; на протяжении 19 - 1-й трети 20 вв. их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/ 5. Ко 2-й пол. 19 в. для месхов-мусульман тур. яз. был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х гг. у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы»; местные месхи (православные с 19 в.) называли их «турками».
В 1928 - 37 Т.- м. подверглись репрессиям. С началом Вел. Отечеств. войны было мобилизовано практически всё взрослое муж. население (более 40 тыс. чел., 26 тыс. из них погибли). В 1944 Т.-м. были принудительно выселены из юж. и юго-зал, пограничных р-нов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Ср. Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. чел., из них ок. 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Т.-м. были рассредоточены по отд. посёлкам в разл. обл. Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спец. переселенцы». В 1956 с Т.-м. были сняты ограничения по спец. поселению, часть из них стала возвращаться в разл. р-ны Кавказа. С кон. 1950-х гг. среди Т.-м. нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферган. событий 1989, когда Т.-м. Ферган. обл. Узбекистана стали жертвами мeжнац. конфликта, более 16 тыс. чел. было эвакуировано в ср. полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. чел. переселились в Азербайджан, на Сев. Кавказ, Казахстан, Украину.
Современная материальная культура Т.-м., некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Осн. чертами бытовой культуры и семейной обрядности Т.-м. близки к туркам М. Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистич. «общесов.» культуры.