Турки

Все вопросы истории Турции, близлежащих государств и государств, ранее находившихся на территории Турции

Турки

Сообщение Ilony | 2004/09/01 15:48
ТУРКИ, тюрк (самоназв.), народ, осн. население Турции. Числ. в Турции 50 млн. чел. Живут также в Германии (1,35 млн. чел.), Болгарии (750 тыс. чел.), Нидерландах (160 тыс. чел.), Франции (150 тыс. чел.), на Кипре (140 тыс. чел.), в Македонии (110 тыс. чел.), Греции (100 тыс. чел.) и др. странах мира. Общая числ. 53,3 млн. чел.
В состав Т. входят субэтнич. группы скотоводов-кочевников и полукочевников, восходящие к тюркским племенам, не слившимся с местным населением и сохраняющим патриархальный уклад: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы, зейбеки, чепни. Часть их перешла к оседлости и ассимилируется турками. Говорят на турецком яз. тюрк. группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (с юго-западными, центральными, восточными, северо-восточными, черноморскими, юго-восточными, кастамонуйскими, караманскими диалектами) и румелийская, или восточнофракийская, группа. Араб. письмо с 13 в., лат. графика с 1928. Подавляющее большинство турков - мусульмане-сунниты.
Турецкая народность сложилась к сер. 16 в. из двух осн. этиич. компонентов:тюркских кочевых скотоводческих племён, гл. обр. огузских и туркменских, мигрировавших в М. Азию с В. в период сельджукских и монгольских завоеваний 11-13 вв., и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в М. Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в юго-вост. Европе (14-16 вв.) заметную роль в этпич. истории Т. сыграли южнослав. народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к нач. 20 в., ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. К этому периоду относится и складывание литературного языка.
Бoльшая часть Т. занята в сельском х-ве. Пашенное земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском (пшеница, ячмень, овес, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, фрукты, виноград) и Черноморском (кукуруза, табак) р-нах. В засушливых районах центр, и вост. Анатолии земледелие нуждается в искусств, орошении и сосредоточено в горных и речных долинах. Осн. роль здесь играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). У юрюков (на Ю. и 10.-3. Турции) - кочевое, полукочевое и отгонное скотоводство. Традиц. промыслы, особенно ткачество и производство ковров, сохраняют свою роль в крестьянском быту.
Турецкие сёла невелики, обычно имеют мечеть, кофейню, постоялый двор, водоём, выложенный каменными плитами, часто с высеченными на них изречениями из Корана и именем строителя. Равнинные поселения обычно скученные, горные - разбросанные или хутора. Преобладающий тип сел. жилища на равнине - глинобитный, квадратный в плане, с плоской или низкой четырёхскатной крышей, с окнами и входом, обращёнными во внутр. дворик. В зап. р-нах встречаются двухэтажные дома на каменном или глинобитном фундаменте с круговой верандой и внешней лестницей; в лесистых р-нах - деревянная прямоугольная в плане хижина с двускатной крышей из веток (кулюбе), в вост. Анатолии кое-где сохранились полусферич. землянки (дам), в сев. Анатолии - срубные жилища (избе). В горных р-нах дома из грубо обработанного камня. У кочевников-юрюков - переносные шатры из козьей ткани (карачагыр) и войлочные шалаши (алачики), изредка встречаются юрты.
Существует деление дома на муж. (селямлык) и жен. (харем) половины.
Внутр. убранство состоит в осн. из ковров, циновок, кошм; мебель ограничена низким столиком и кроватью, вещи хранят в сундуках и внутр. нишах. Для отопления и приготовления пищи посредине вырывают очаг (тандыр) глубиной до метра; в богатых домах он служит только для выпечки хлеба, а пищу готовят на специальном очаге. Для отопления используются также жаровни (мангалы).
Традиц. одежда сохраняется в осн. в деревнях, особенно у женщин: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове - большой платок; нек-рые женщины продолжают носить чадру. Муж. костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки; на голове носили фески и тюрбаны, запрещённые в 1925, сейчас носят европ. головные уборы. У юрюков сохраняются войлочные накидки, толстые длинные шерстяные носки (юрюк чорабы) и кожаные постолы (чарык).
В традиц. пище преобладают мучные (лепёшки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушёный творог и похлёбки из него, напитки из кислого молока — айран, йогурт) блюда. Распространены похлёбки (чорба) на мясном бульоне с крупяной заправкой, супы из молочных продуктов. Мясные блюда - шашлык, кавурма, кебаб - гл. обр. из баранины. Разнообразны блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и различные сладости. Излюбленные напитки - чай, кофе и шербет.
В семейных отношениях сохраняются патриархальные и исламские обычаи. Сильна власть отца, женщина занимает приниженное положение. Брак патрилокален. Браки нередко заключаются в раннем возрасте и без согласия молодых. Обязателен выкуп за невесту; часто мужчина оказывается не в состоянии выплатить его и остаётся холостяком. Сохранились большие семьи. Нередки случаи кровной мести. В субэтнич. группах сохраняется родо-плем. деление.
Устное пар. творчество представлено эпосом («Огузнаме» и др.), историч. сказаниями (дестанами), лирич. песнями (тюркю), куплетами типа частушек (мани). Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли нар. певцы - ашики и озаны. Из танцев преобладают круговые - халай, ромейка.
Популярны нац. борьба (порет), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагёз). Широко отмечаются мусульм. праздники, соблюдаются посты. Большой семейный праздник - обрезание мальчика.
В деревнях отмечают земледельч. весенний праздник (хыдреллез) и праздник окончания с.-х. работ(касым).


Турки - месхетинцы



ТУРКИ-МЕСХЕТЙНЦЫ, тюрк (самоназв.; распространены также назв. турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетипцы, кавказские турки), народ живущий в Казахстане (ок. 90 тыс. чел.), Азербайджане (ок. 70 тыс. чел.), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (ок. 30 тыс.), Узбекистане (ок. 15 тыс.), Украине (ок. 7 тыс.); общая числ. на терр. быв. СССР - 260-280 тыс. чел. (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого яз.
Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе Т.-м. участвовали два осн. компонента: груз. племя месхов и тюрки, массовое появление к-рых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 в. Р-н Месхетского хребта сделался погранич. обл., разделявшей сферу влияния груз. царей и тур. султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 в. и походом Тимура в 1395, увеличили числ. тюрк. элементов в погранич. юго-зап. р-нах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её нас. С вхождением в 5 в состав Османской империи терр. Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия тур. этноса. Ассимиляция турками коренного нас. происходила по рeлиг. и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным нас. разговорный тур. яз. становился яз. межнац. общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в тур. яз. эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах тур. яз. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетипцы).
Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмаие-месхетинцы составляли меньшинство нас. этого региона; на протяжении 19 - 1-й трети 20 вв. их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/ 5. Ко 2-й пол. 19 в. для месхов-мусульман тур. яз. был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х гг. у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы»; местные месхи (православные с 19 в.) называли их «турками».
В 1928 - 37 Т.- м. подверглись репрессиям. С началом Вел. Отечеств. войны было мобилизовано практически всё взрослое муж. население (более 40 тыс. чел., 26 тыс. из них погибли). В 1944 Т.-м. были принудительно выселены из юж. и юго-зал, пограничных р-нов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Ср. Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. чел., из них ок. 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Т.-м. были рассредоточены по отд. посёлкам в разл. обл. Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спец. переселенцы». В 1956 с Т.-м. были сняты ограничения по спец. поселению, часть из них стала возвращаться в разл. р-ны Кавказа. С кон. 1950-х гг. среди Т.-м. нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферган. событий 1989, когда Т.-м. Ферган. обл. Узбекистана стали жертвами мeжнац. конфликта, более 16 тыс. чел. было эвакуировано в ср. полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. чел. переселились в Азербайджан, на Сев. Кавказ, Казахстан, Украину.
Современная материальная культура Т.-м., некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Осн. чертами бытовой культуры и семейной обрядности Т.-м. близки к туркам М. Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистич. «общесов.» культуры.
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

Re: Турки

Сообщение smeshinka | 2004/09/02 13:42
Хочется добавить немного свежей информации. По последним данным, в Европе проживает не несколько сот,а почти что миллион турок.Это не преувеличение,а последствия рабочей эммиграции в течении последних 20 лет.Кстати, прирост турецкого населения в Европе постенно становится серьезной проблемой-в отличии от европейцев, турки заводят многодетные семьи,постепенно непроизвольно вытесняя местное население. Кроме того,являясь носителями мусульманской культуры, становятся своеобразным "пугалом" в глазах европейской общественности,особенно в свете последних событий в мусульманском мире.Надо отметить,что за последние годы Германия вынуждена была принять определенные меры,направленные на регулирование эммиграционного потока из Турции. Например консульство может не принять документы потенциального эммигранта,обосновав это тем,что за предыдущие годы, большое количество его земляков затерялось на просторах Германии
Аватара пользователя
smeshinka
Добрая ВрединА) (Clubber)
 
Сообщения: 476
Фото: 5
Регистрация: 20 июл 2004

Модератор

basarili_007

Фильтры

Навигация

Вернуться в История Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2