Магия волос и ногтей

Случаи чудес, мистических необъяснимых событий, рассказы очевидцев
02868669.jpg
02868669.jpg (53.51 КБ) Просмотров: 9906


Магия волос

Нестриженые волосы (”локоны”) - высокоэффективный тотем (или источник) силы. Дред растамана непосредственно символизирует львиную гриву. Вера в магическую силу нестриженых волос поддерживается и Библией (история Самсона и Далилы), можно вспомнить и похожие локоны, украшавшие иудейских книжников и даже самого Иисуса Христа. Нестриженые волосы предписывают также и африканские традиции. Эстебан Монтехо (Este-been Montejo), беглый кубинский раб-африканец, прожил 10 лет в горах, подобно льву - львиногривый, независимый, дерзкий, недоверчивый, склонный к созерцанию, - так он пишет в автобиографии. Однако, покинув своё убежище, он остригся. Сам он так объясняет последовавшую перемену:

“Я странно чувствовал себя, когда с меня сняли всю эту шерсть, мне было ужасно холодно. Это похоже на негров. Я никогда не видел лысого негра - ни одного. Это галисийцы завезли на Кубу моду стричься” (”Автобиография Беглого Раба”).

И сейчас на Ямайке можно услышать предупреждение, что “too much hair no suit lily face” - то есть, слабому не стоит стараться выглядеть сильным.

Магия волос

Издавна у разных народов бытовали поверья о том, что волосы являются одним из мест сосредоточения жизненной силы человека. Так, например, франкские короли ходили нестрижеными с самого детства, стрижка была равносильна отказу от прав на престол. Молодые древнегерманские воины не стригли волосы и бороду до тех пор, пока не убивали первого врага. У жителей Маркизских островов было принято при стрижке оставлять одну длинную прядь, в которой могла бы "спрятаться" душа. В Древнем Египте детям также оставляли так называемый "детский локон" - длинную прядь на виске, которую состригали, когда ребенок достигал совершеннолетия. Маги, колдуны, а также священнослужители не стригутся, так как длинные волосы являются проводниками тонких энергий.

Еще в Ветхом Завете рассказано о богатыре Самсоне, вся сила которого была заключена в его волосах - предавшая его возлюбленная остригла их, и колосс лишился своей силы. Враги победили его, сделали рабом и приковали цепью, но в беспечности своей не заметили, как волосы Самсона отросли. И тогда богатырь решил жестоко отомстить ослепившим его - он обрушил своды здания, под которыми враги пировали.

Есть гипотеза, что волосы обладают собственной памятью. Именно поэтому, например, существует студенческая примета, которая запрещает стричься перед экзаменом: это к неудаче. Иначе все знания "отстригут" вместе с волосами и тогда придется учить все заново или дожидаться пока не отрастет прежняя шевелюра. По той же причине стараются не стричься беременные женщины - волосы хранят информацию, которая необходима будущему ребенку. Вечером, перед сном, рекомендуется расчесывать волосы, чтобы снять с них накопленную за день негативную информацию. Использовать для этого лучше деревянные расчески из березы, сосны, а лучше из дуба или можжевельника.

Восточная астрология, в отличие от западной, обращает внимание на то, что любое действие человека влечет за собой изменение качества жизни. Даже самая обычная стрижка волос может коренным образом изменить судьбу. Тибетцы разделяют лунные дни на благоприятные и неблагоприятные для стрижки (бритья) волос. Дни обрезания волос имеют как благотворное влияние на дальнейшую судьбу человека - влияют позитивно на долголетие, удачу и внешнюю привлекательность, так и негативное, поскольку стрижка в эти дни может повредить жизненной силе человека и навлечь беду.

Бытует поверье, что для того, чтобы избавиться от неразделенной любви, достаточно обрезать волосы, и чувство уйдет вместе с ними. Знаком принадлежности к духовенству в католицизме является тонзура. Выбритые на макушке волосы символизируют потерю плодородных сил, аскетизм, отказ от плотских желаний. Если тонзура под апостола Павла, то волосы выстригают выше лба, а если под апостола Петра - кружок делают на макушке. При принятии монашеского сана в православии, а также при крещении символически обрезается прядь волос. Бритье наголо паломников в Мекку - свидетельство приношения волос в жертву Аллаху. Кстати, в Японии обритая голова - символ окончательности принятого решения. В жертву Богу волосы приносили маньчжуры, китайцы, гольды, айны (передняя часть головы), чукчи (только макушка). Вступивший в буддийскую монашескую общину отказывался от всего, в том числе и от волос.

В античном мире острижение волос служило, напротив, признаком рабства, то есть обретения нового статуса. Коса у мужчин была атрибутом домусульманских тюрок. Украшала она и головы китайцев. Их принуждали носить косу как признак покорности маньчжурскому императору. Именно поэтому в 1895 году китайский революционер Сунь Ятсен в японском порту Кобэ в знак неподчинения остриг косу. История свидетельствует, что, когда в 1902 году основоположник китайской современной литературы Лу Синь приехал в Японию и поступил там в университет, он тоже срезал косу, которую считал символом порабощения, что на родине стоило бы ему жизни. Небольшая косица - шикха имеется на голове современных кришнаитов, "оселедець" - ранее отличительная примета запорожских казаков.

В Средней Азии у девушек принято заплетать сорок косичек, а потом привязывать к ним золотые монеты, жемчуг в качестве оберегов. В иных регионах к волосам подкрепляли диадемы, венки, металлические кольца, шнурки и пр. Тибетские женщины заплетают волосы аж в сто восемь косичек. В давние времена незамужние женщины носили волосы распущенными и длинными. Древние славяне считали, что распущенные волосы придают их обладательнице магическую, чародейскую и даже колдовскую силу. В России замужние женщины покрывали голову платками. Не исключено, что это делалось для того, чтобы, входя в чужой дом, не нанести ему вред своей магической силой.

Специалисты считают, что волосы - сильная энергетическая субстанция человека, своеобразная антенна, связывающая его с Космосом и выполняющая ряд еще не познанных нами функций. Отсутствие волос, как показали эксперименты, помогает человеку не болеть и... скрывать информацию о себе! Не здесь ли таится разгадка бритых голов буддийских монахов и древних воителей? Отсутствие болезни в походе и меньшая вероятность ранения в битве, а также определенная гарантия "закрытости" от вражеского мага, пытающегося проникнуть в твои мысли.

Посмотрите на женщину: стараясь очаровать мужчину, она распускает волосы по плечам, действуя их магической энергетикой на избранника. Она время от времени встряхивает гривой волос, усиливая их энергетическое действие и расширяя поле, в котором должен оказаться интересующий ее мужчина. Накручивая локоны на палец и призывно улыбаясь, женщина ведет незримый разговор энергетики с энергетикой противоположного пола. Так уж устроено природой, что каждая женщина немножко колдунья - одна больше, другая меньше.

С волосами связывали множество примет. Для колдунов, чтобы наслать на кого-то чары, не было ничего лучше, чем прядь волос жертвы. Множество магических ритуалов связано с волосами - считалось возможным навести порчу, причиняя вред состриженным волосам жертвы. С другой стороны, обладая прядью волос, можно заручиться хорошим отношением со стороны их хозяина. Не отсюда ли возник романтический обычай средневековья - носить в медальоне прядь волос возлюбленного.

По волосам гадали. Во время крестин первые отрезанные волосы младенца закатывали в воск и кидали в воду. Если они тонули, то велика была вероятность, что ребенок умрет. Существует древний запрет разбрасывать свои волосы где попало, а того хуже - пускать остриженные волосы на ветер - это может привести к серьезным заболеваниям мозга и души, так как через них на вас могут навести любое черное колдовство, ведь волосы - часть вашего тела и несут его энергетику. Никогда не нужно пренебрегать основным правилом древних и не остригать волосы в полнолуние. А если вы заболели, попробуйте поступить по совету древних славянских волхвов - слегка подравнять волосы, чтобы с подстриженными кончиками ушла негативная энергия болезни и организм мог легче исцелиться.

Волосы, подстриженные на растущей Луне, будут быстрее отрастать, но, если вы хотите, чтобы ваша стрижка сохранилась дольше, лучше пойти к парикмахеру, когда Луна будет в ущербе. Нельзя подстригать волосы самому - отсекается удача. Если при стрижке парикмахер по рассеянности оставил вам длинную прядь, то вас вскорости ждет дорога. По тому, как растут волосы на голове, можно предсказать судьбу. Общеизвестно, что тот, у кого две макушки, будет удачлив. Также волосы на затылке могут расти навстречу друг другу, образуя как бы косицу - "родничок". Обладателей "родничка" всегда ведет по жизни судьба, в которой они вряд ли могут что-то изменить.

Табу на волосы.
Если голове приписывается такая степень святости, что к ней нельзя прикоснуться, не нанося ее обладателю тяжкого оскорбления, ясно, что и стрижка волос должна оказаться процедурой тонкой и сложной. Стрижка волос, по воззрению первобытного человека, связана с двоякой трудностью или опасностью. Во-первых, существует опасность потревожить дух головы, который может получить повреждение и отомстить за себя досадившему ему лицу. Во-вторых, с трудностью сталкиваются при захоронении отрезанных прядей. Первобытному человеку кажется, что между ним и каждой частью его тела существует симпатическая связь и что она продолжает существовать даже после прекращения физического контакта. Отсюда он заключает, что, если повредить обрезанные волосы или ногти, потерпит урон и он сам. В силу этого он заботится о том, чтобы не оставлять волосы и ногти в таких местах, где они могут исчезнуть в результате какой-нибудь случайности либо попасть в руки злоумышленников, которые, оказав на них магическое воздействие, станут причиной гибели человека. Подвержены этим опасностям все люди, но лица священные имеют больше оснований их опасаться. Они, соответственно, принимают и более строгие меры предосторожности. Самый простой способ избежать опасности — вообще не стричь волосы. К этому средству прибегают в тех случаях, когда считается, что риск необычайно велик.

Франкским королям совсем не разрешалось стричь волосы; они ходили нестрижеными с самого детства. Состричь завивавшиеся до плеч локоны означало отказаться от права на трон. Когда коварные братья Хлотарь и Хильдеберт домогались королевства своего умершего брата Хлодомера, они хитростью заманили к себе двух малолетних племянников, сыновей Хлодомера. Затем они послали в Париж к королеве Клотильде, бабушке детей, гонца с ножницами и обнаженным мечом. Гонец предъявил королеве ножницы и меч и поставил ее перед выбором: или детей постричь и они останутся жить, или их ждет смерть. Гордая королева ответила, что, если ее внукам не суждено носить корону, она предпочла бы видеть их мертвыми, но не подстриженными. Так дети пали от руки своего жестокого дяди Хлотаря. Царек на Понапе, одном из Каролинских островов, был обязан носить длинные волосы; то же относилось к его вельможам. В негритянском племени госов (Западная Африка) „есть жрецы, к голове которых на протяжении всей жизни не прикасалась бритва. Живущий в таком человеке бог под страхом смерти запрещает ему стричь волосы. Если они в конце концов становятся слишком длинными, их владелец должен помолиться богу, чтобы тот разрешил обрезать хотя бы концы волос. В волосах видят обиталище бога, так что, если их состричь, бог потерял бы пристанище в своем жреце". У масаев члены клана, которому приписывают способность вызывать дождь, не имеют права выщипывать себе бороду, потому что это, если верить местному суеверию, повлекло бы за собой потерю указанной способности. Тот же обычай (и по той же причине) соблюдают вождь и колдуны масаев: стоило им выщипать себе бороды, как они лишились бы сверхъестественных способностей. Люди, давшие обет мести, также не стригут волосы, пока не приведут обещанное в исполнение.

Так, относительно обитателей Маркизских островов известно, что „время от времени они полностью выбривают себе голову, за исключением одной пряди на макушке, которую они оставляют виться или завязывают в узел. Такую прическу они носят только в тех случаях, когда дали торжественную клятву, к примеру, отомстить за смерть кого-нибудь из близких родственников и т. д. В таких случаях эту прядь не срезают до тех пор, пока обещание не будет выполнено". Древние германцы также когда-то соблюдали подобный обычай: молодые воины племени хаттов не стригли себе волосы и бороду до тех пор, пока не убивали врага. Когда тораджи стригут волосы ребенка, чтобы вывести паразитов, на темени оставляют несколько локонов, служащих убежищем для одной из душ ребенка. В противном случае душа лишилась бы крова и ребенок заболел бы. Очень боятся отпугнуть душу ребенка каробатаки: при стрижке они всегда оставляют не выстриженный пучок волос, в котором душа может скрыться от ножниц. Обычно локон этот не стрижется на протяжении всей жизни или по крайней мере до достижения зрелости.


Ритуалы, соблюдаемые при стрижке волос. Когда необходимость подстричь волосы все-таки возникает, принимаются меры для того, чтобы свести к минимуму риск, связанный с этой процедурой. Вождь племени намоси на острове Фиджи, оказавшись перед необходимостью подстричь волосы, из осторожности всегда съедал человека. „Обязанность поставлять жертву лежала на определенном клане; на торжественном совете его члены принимали решение, чтобы отвратить от вождя напасть, и устраивали жертвенный пир".

Маори при стрижке волос произносили множество заклинаний: одно, например, произносилось для того, чтобы освятить нож из обсидиана, которым обрезали волосы; другое произносилось для отвращения грома и молнии, которые, согласно местному поверью, вызывает стрижка волос. „Человек, которому подстригают волосы, находится под непосредственным попечением духа (атуа); его изолируют от общения с семьей и племенем; он не решается прикасаться к еде своими руками — ее вкладывает ему в рот кто-то другой, - в течение нескольких дней он не имеет права заниматься своим обычным делом и общаться с друзьями". Тот, кто стриг волосы, также становится табу. Так как его руки пришли в соприкосновение со священной головой, они не смеют притрагиваться к пище или заниматься другим делом; кто-нибудь из соплеменников кормит его пищей, приготовленной на священном огне. Табу с него нельзя снять до наступления следующего дня. В этот день он натирает руки картофелем или корнем папоротника, также приготовленными на священном огне; а после того как это блюдо принесут главе семьи по женской линии и он отведает его, с рук „парикмахера" снимается табу. В некоторых районах Новой Зеландии самым священным днем в году считался день стрижки волос; в этот день со всей округи собирались толпы людей.

Удаление остриженных волос и ногтей. После того как волосы и ногти благополучно остригли, трудность заключается в том, чтобы от них избавиться. Ведь от любого вреда, причиненного им, урон понесут равно и их владельцы. Представление о том, что человека можно околдовать с помощью прядей его волос, обрезков ногтей или какой-либо другой части его тела, распространено едва ли не по всему миру, и данные, которые говорят в его пользу, слишком обширны, известны и однозначны, чтобы подвергать здесь этот вопрос детальному исследованию. Это суеверие покоится на общей идее симпатической связи, якобы существующей между человеком и всем тем, что когда-либо составляло часть его тела или с ним сколько-нибудь тесно соприкасалось. Ограничимся несколькими примерами. Они относятся к области симпатической магии, называемой контагиозной. В прошлом жители Маркизских островов испытывали особый страх перед колдовством.

Колдун поднимал волос, плевок или что-либо оставшееся от человека, которому он хотел повредить, заворачивал все это в зеленый лист и помещал сверток в мешок, завязанный сложным узлом. Сверток он с соблюдением определенных обрядов зарывал, после чего его жертва умирала от изматывающей болезни, которая продолжалась 20 дней. Жизнь такого человека можно было спасти, найдя и выкопав ногти, волосы и т. д., так как после этого магическое средство теряло свою силу. Стремясь кого-то умертвить, колдун-маори старался завладеть прядью волос, обрезками ногтей, плевком или куском одежды своей жертвы. Заполучив то, что ему нужно, колдун фальцетом распевал над ним заклинания и проклятия и зарывал его в землю. Пока зарытая вещь сгнивала, чах, как предполагалось, и ее бывший владелец. Когда австралийский абориген хочет избавиться от своей жены, он срезает у спящей прядь волос, привязывает ее к копьеметалке и направляется в соседнее племя, где передает ее другу. Тот каждую ночь втыкает копьеметалку в землю перед огнем: признаком того, что женщина умерла, служит падение копьеметалки. Способ действия этого магического средства объяснил доктору Хоуитту один туземец племени вирадь-юри. „Видите ли, — сказал он, — когда наш знахарь захватит что-то принадлежащее человеку и поджаривает это с заклинаниями, огонь вбирает в себя запах того человека, и это добивает беднягу".
Гуцулы, живущие в Карпатах, воображают, что, если мыши завладеют чьими-то состриженными волосами и соорудят из них свое гнездо, владелец их будет страдать головными болями или, больше того, повредится в уме. Немцы также верят, что, если срезанные волосы попадутся птицам и они построят из них гнездо, у обладателя волос начнутся головные боли; или еще считается, что на голове у него выступит сыпь. Тот же предрассудок имеет, или имел, хождение на западе графства Суссекс.

Считается также, что состриженные или вычесанные волосы могут оказать влияние на погоду: вызвать дождь, град, гром и молнию. Мы уже знаем, что при стрижке волос в Новой Зеландии с целью предотвратить гром и молнию произносилось специальное заклинание. В Тироле ведьм подозревают в том, что при помощи состриженных или вычесанных волос они вызывают сильный град и грозу. Индейцы-тлинкиты, как известно, приписали бурю опрометчивому поступку девушки, которая расчесала волосы, выйдя из дому. Такого же мнения, по-видимому, придерживались и римляне: на борту корабля они подстригали волосы и ногти исключительно во время бури, то есть когда несчастье уже обрушилось. У шотландских горцев сестра, как говорят, не должна расчесывать волосы ночью, если брат ее ушел в море. Когда умирал член племени мани из Читомбэ, или Джумбы, люди толпами подбегали к трупу и вырывали его волосы, зубы и ногти: все это они хранили как магическое средство для вызывания дождя, который в противном случае не выпал бы. Туземцы племени макоко из Анзикоса обратились к миссионерам с просьбой отдать им половину своих бород, чтобы с их помощью вызвать дождь.
Если состриженные волосы и ногти сохраняют симпатическую связь с их прошлым владельцем, то всякий, кто ими завладевает, может с их помощью заручиться хорошим отношением к себе со стороны их бывшего хозяина. Ведь в соответствии с принципами контагиозной магии, стоит лишь причинить вред волосам или ногтям, как это одновременно повредит человеку. Поэтому, когда нанди берут кого-то в плен, они бреют ему голову и держат сбритые волосы в залог того, что пленник не предпримет попытку к бегству; когда за него приходит выкуп, вместе с ним они возвращают и его волосы.

Для того чтобы предохранить состриженные волосы от повреждения и от опасности со стороны колдунов, нужно спрятать их в надежное место. Состриженные локоны вождя маори с должным тщанием собирали и зарывали на соседнем кладбище. Таитяне зарывали срезанные пряди своих волос в храмах. Один путешественник заметил на улицах города Соку пирамиды из больших камней с вставленными в трещины пучками человеческих волос. На вопрос, что это означает, ему ответили, что, когда местный житель стрижет себе волосы, он старательно собирает упавшие пряди и всовывает их в одну из этих пирамид, которые посвящены местному фетишу и в силу этого неприкосновенны. Пирамиды из священных камней, как путешественник узнал впоследствии, были обычной мерой предосторожности против колдовства: если человек обойдется со своими волосами небрежно, часть их может попасть в руки врага, который получит возможность опутать их владельца чарами и погубить его. Когда жители Сиама с большой торжественностью срезают хохолок с головы ребенка, пряди волос помещают в небольшой сосуд из банановых листьев и пускают по течению ближайшей реки или канала. По мере того как уплывают волосы, вместе с ними якобы уплывает все дурное и вредное в характере ребенка. Длинные же волосы сохраняют до тех пор, пока ребенок не совершит паломничество к следу Будды на священном холме в Прабате. Там волосы отдают жрецам, которые, сделав из них щетку, якобы подметают ею след Будды. Однако фактически ежегодно в дар жрецам приносится столько волос, что они не в силах использовать их целиком. Поэтому излишек волос они преспокойно сжигают, как только паломники пускаются в обратный путь. Срезанные волосы и ногти римского жреца Юпитера зарывали под деревом, приносящим счастье. Отрезанные косы девственных весталок вывешивались на старом дереве лотоса.

Срезанные пряди и обрезки ногтей часто прячут просто в укромном месте (не обязательно в храме, на кладбище или на дереве, как в приведенных примерах). Так, в Швабии срезанные пряди волос рекомендуется прятать в таком месте, где на них не падал бы солнечный или лунный свет, например в землю или под камень. В Данциге их зарывают в мешке под порогом. На одном из Соломоновых островов, на острове Уги, волосы зарывают так, чтобы они не попали в руки врага, способного проделать с ними разные магические манипуляции и навлечь на человека болезнь или несчастье. Тот же страх побуждает вообще жителей Меланезии прибегать к сокрытию срезанных волос и ногтей. Этот обычай распространен у многих южноафриканских племен, которые боятся, как бы колдуны не овладели отделенными от их тела частицами и не причинили с их помощью зло. У кафров этот страх заходит еще дальше. Они не только зарывают состриженные волосы и ногти в укромном месте, но, если один из них вычесывает голову другому, он сохраняет пойманных паразитов „и обязательно передает их хозяину; ведь они, согласно туземной теории, питались кровью этого человека, и убей их другой человек, в его власти оказалась бы кровь первого, а вместе с ней он мог бы подействовать на него сверхъестественным путем".

В других случаях состриженные волосы и ногти сохраняют не для того, чтобы они не попали в руки колдуна, а для того, чтобы при воскресении тела, на которое рассчитывают некоторые народности, они были в распоряжении владельца. Так, перуанские инки с крайней тщательностью сохраняли обрезки ногтей и состриженные или вычесанные гребнем волосы; они вставляли их в углубления в стенах и ниши. Если они выпадали оттуда, заметивший это индеец поднимал их и клал на место. В разное время я спрашивал различных индейцев о том, почему они так поступали, и всякий раз они отвечали мне одинаково: „Знай, все родившиеся люди должны возвратиться к жизни (слова для выражения понятия воскресения у них нет) и их души вместе со всем, что принадлежало их телам, должны восстать из могил. Так вот, для того чтобы не быть вынужденными разыскивать свои волосы и ногти в такое время, когда и так будет много спешки и беспорядка, мы складываем их в одно место, с тем чтобы было удобнее собрать их воедино; мы также по мере возможности стараемся плевать в одно место". И турки также никогда не выбрасывают обрезки ногтей, напротив, старательно вкладывают их в трещины в стенах или в досках в уверенности, что в день воскресения они им понадобятся. Армяне не выбрасывают срезанные волосы и ногти (а также выдернутые зубы), а прячут их в местах, которые почитают священными (таковы, например, трещины в церковной стене, опорный столб дома, дупло). Они верят, что при воскресении все эти части тела им потребуются и тот, кто не укроет их в надежном месте, будет в этот великий день метаться в их поисках. В деревне Друмконрат в Ирландии когда-то жили старухи, которые, узнав из священного писания, что все волосы на их голове пересчитаны всевышним, ожидали, что в Судный день дадут за них отчет. Чтобы быть в состоянии это сделать, они прятали срезанные волосы в соломенные крыши своих домов.
Некоторые народы сжигают ненужные волосы, чтобы те не попали в руки колдунов. Так поступают патагонцы и некоторые племена Виктории. В Верхних Вогезах жители говорят, что обрезки волос и ногтей никогда не следует разбрасывать вокруг себя, чтобы колдун не использовал их в своих целях; лучше всего их сжечь. По той же причине итальянские женщины ненужные волосы либо сжигают, либо выбрасывают в такое место, где они никому не могут попасться на глаза. Повальный страх перед колдовством побуждает негров Западной Африки, макололо в Южной Африке и таитян сжигать или зарывать срезанные волосы. Многие жители Тироля сжигают волосы, дабы ведьмы не смогли, воспользовавшись ими, поднять бурю; другие закапывают их или сжигают, чтобы они не использовались для постройки птичьих гнезд, так как в этом случае у тех, кому они принадлежали, заболела бы голова. В практике уничтожения волос и ногтей есть явная непоследовательность. Она ставит цель воспрепятствовать тому, чтобы отделенные от тела части стали орудием в руках колдунов. Однако возможность их использования в этом качестве зависит от симпатической связи, якобы существующей между ними и человеком, частью которого они являлись. А если такая связь продолжает существовать, то как эти части тела могут быть уничтожены без того, чтобы при этом не был нанесен вред и самому человеку?
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23943
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

"...не обрезайте свои ногти на празднествах богов" (Гесиод).

Далеко не все священные тексты зороастризма дошли до наших дней, а из тех, что сохранились, лишь малую часть можно с большей или меньшей уверенностью приписать самому великому Заратустре: в общей сложности, всего семнадцать песнопений (так называемые гаты). В них содержатся древние законы, регулирующие зороастрийский культ, и предписания о жертвоприношениях. Кроме гат, в зороастрийский канон входит ряд других книг, в том числе "Видевдат" - свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых сил и демонов. "Видевдат" начал составляться приблизительно с середины V века до н.э. и включил в себя разнообразные гимны, молитвы и культовые указания. В том числе, здесь содержатся описания ритуалов, более близких по типу к магическим, чем к религиозным, а потому заслуживающих нашего внимания. Вообще, теологические догматы зороастризма являются по своей сути религиозными, но ритуалы изгнания демонов содержат выраженный магический аспект. В качестве примеров рассмотрим два очистительных ритуала: в этой главе - ритуал обращения с волосами и ногтями, а в следующей - ритуал изгнания демона-мухи.
В 17-й главе книги "Видевдат" излагаются правила обращения с обрезками волос и ногтей, которые, будучи отделены от тела, становятся "вместилищем нечистоты". Волосы и ногти мертвеца фигурируют в легенде о том, как Заратуштра обратил в свою веру княжескую семью и избежал смерти от рук заговорщиков. Согласно этой легенде, придворные князя спрятали в комнате пророка кости и обрезки волос и ногтей мертвеца. На этом основании Заратуштра был обвинен в колдовстве и приговорен к повешению. Но в тот момент заболел любимый конь князя: ноги его втянулись в брюхо. "Освободи меня, - сказал пророк князю, - и я освобожу одну ногу твоего коня". Князь помиловал Заратустру, и одна нога коня вышла из брюха. "О повелитель, - вновь обратился Заратуштра к князю, - если ты согласишься принять мою веру, я освобожу и вторую ногу". Так князь стал зороастрийцем, и пророк сдержал свое слово.
Затем он освободил и две остальные ноги коня, но лишь после того, как в его веру обратились все родственники и придворные князя.
Волосы и ногти, которыми чародеи пользовались для вызывания духов умерших, "живут" как бы независимо от тела. Они лишены чувствительности и кажутся мертвыми. Однако они растут - и растут гораздо быстрее, чем другие части тела. Возможно, именно из-за столь стремительного роста и абсолютной нечувствительности волосы и ногти в древности воспринимались как своего рода растения-паразиты, поселившиеся на человеческом теле. Поэтому не удивительно, что отпускать их на свободу считалось небезопасным.

1. Заратуштра спросил Ахурамазду: "О Ахурамазда, милосерднейший дух, создатель плотского мира, праведный! Каково наипагубнейшее из деяний, коими человек умножает вредоноснейшую силу дэва, как если бы приносил им жертвы?" - И сказал Ахурамазда:
2. "Поистине оно совершается, когда человек здесь, внизу [т.е. на земле], расчесывая волосы или сбривая их, или обрезая ногти, бросает их в яму или расщелину.
3. Тогда из-за несоблюдения законных обрядов дэва плодят на земле то, что мы называем вшами, и что пожирает хлеба на полях и одежды в хранилищах.
4. Посему, о Заратуштра, всякий раз, когда здесь, внизу, будут расчесывать волосы или сбривать их, или обрезать ногти, пусть отнесут их на десять шагов от мужа праведного, на двадцать шагов от огня, на тридцать шагов от воды, на пятьдесят шагов от освященных связок барсмана [т.е. священных ветвей].
5. Затем пусть выкопают яму в земле, - глубиной в десять пальцев - в твердой, в двенадцать пальцев - в мягкой; положат туда свои волосы и промолвят победоносные слова: "Милостью Мазды произрастают растения".
6. А затем пусть проведут вокруг ямы три борозды ножом из металла, или шесть [борозд], или девять, и прочтут [молитву] "Ахуна-Варья" три раза, или шесть [раз], или девять.
7. Для ногтей же пусть выкопают яму вне жилища, глубиной в верхний сустав мизинца; положат туда ногти и промолвят победоносные слова: "От благочестивого слышны слова святости и благой мысли".(.

Беспокойство Заратустры по поводу волос и ногтей неоднократно становилось предметом насмешек со стороны тех, кто воспринимал его как суеверие, недостойное мудреца. Действительно, подобные обряды характерны для первобытных племен, далеко отстающих по уровню развития от древнеперсидской цивилизации. В таких племенах принято прятать обрезки волос и ногтей или сжигать их в священных местах. Иначе волосы и ногти могли попасть в руки злых колдунов и использоваться в чарах, обращенных против своего прежнего владельца. Согласно Фрэзеру, среди примитивных народов весьма распространено поверье, что человека можно заколдовать с помощью обрезков его волос и ногтей. До сих пор в некоторых первобытных племенах имеют обыкновение отпускать пленников, захваченных на войне, предварительно обрив им голову. Сбритые волосы становятся "заложниками", так как дают победителям власть над побежденными. С их помощью отпущенных на свободу пленников можно наказать, если те провинятся перед племенем победителем. Любое действие, которое произведут победители над этими волосами, немедленно отразится на побежденных.
Однако если мы задумаемся о том, сколько похожих поверий до сих пор существует в так называемых цивилизованных странах Европы и Америки, наш скептицизм по поводу зороастрийских предрассудков окажется уже не столь обоснованным. Чилийские гаучо прячут обрезки волос в стены. Так же поступают турки. Армяне хранят их в церквях, а также прячут в дупла деревьев и в колонны. Французские крестьяне, живущие в Вогезских горах, тайно зарывают в землю остриженные волосы и выпавшие зубы и помечают это место особым знаком, чтобы легко найти его в день Страшного суда. Грамотеи из ирландской деревни Драмконрат вычитали в Библии, что ни один волосок не упадет с головы человека без ведома всемогущего Господа, - и сделали вывод, что на Страшном суде им придется отчитаться за судьбу всех своих волос. Благоразумные жители Льежа (Бельгия) тщательно снимают со своих расчесок каждый волосок, чтобы тот, не приведи Бог, не попал в руки какой-нибудь ведьмы(.
Идея о том, что из волос и ногтей возникают насекомые или какие-либо иные животные, вовсе не является плодом фантазии Заратустры. Это поверье зародилось гораздо раньше, чем сама древнеперсидская цивилизация, и было все еще широко распространено в XVI веке нашей эры. Знаменитый французский судья Анри Боге в своей книге о ведьмовстве, опубликованной в 1603 году, ссылаясь на авторитет святого Фомы Аквинского, утверждает, что гнилые палки могут превращаться в змей. И несмотря на то, что Парацельс объявил: "Nihil est sine spermate" ("Ничто не существует без семени"), - подобные древние предрассудки сохранялись и в эпоху Лейбница и Ньютона. Да и в наши дни бретонские крестьяне верят, что насекомые могут зарождаться самопроизвольно: волосы, брошенные на ветер, - утверждают они, - превращаются в мух.
Змеи, клопы, лягушки, вши, мухи и т.п. считались несовершенными тварями, зарождающимися не от семени, а из разлагающейся материи. А это, в свою очередь, указывало на их связь с инфернальными силами. Согласно учению Заратустры, они были созданы Ариманом, ибо от Ормузда не могло произойти ничего несовершенного. В христианстве все несовершенное также было делом рук дьявола. Народные поверья гласят, что дьявол не может явиться в совершенном человеческом облике: он либо хромает, либо имеет лошадиное копыто, выдающее его истинную природу. Сатана, как и Ариман, представлялся владыкой несовершенных тварей. Иначе зачем бы ему вручать своим поклонникам в знак дружбы серебряную вошь?! Однако вера в то, что волосы и ногти особо подвержены порче и разложению, может вызвать некоторое недоумение: ведь они продолжают какое-то время расти и после того, как человек умрет.
В христианстве, как и в зороастризме, волосы ассоциировались с адом. Набожные иудеи сходным образом воспринимают ногти, из-за чего стараются подстригать их как можно короче. Они утверждают, что ногти - это обиталище зла и единственная часть тела, неспособная служить Богу. Аналогичные поверья бытуют на Мадагаскаре, где аборигены считают, будто под необстриженными ногтями живут злые духи. "Ведьмы, - пишет Парацельс, - вручают свои волосы Сатане как залог заключенного с ним договора. Но в руках врага эти волосы не пропадают впустую, ибо он мелко нарезает их и смешивает с испарениями, из которых делает град; вот почему в градинах мы часто находим маленькие волоски". Веру в то, что волосы - это главное пристанище дьявольских чар, разделяли и охотники на ведьм. Прежде чем отправить подозреваемого в ведьмовстве в пыточную камеру, его лишали всех волос на теле. В результате многие сознавались в своей виновности еще до пыток как таковых. Французский судья Жан Боден (1530 - 1596), считавшийся авторитетом в области ведьмовства, описывает следующий случай. В 1485 году в Северной Италии сорок ведьм единовременно признались в своих преступлениях, пройдя эту процедуру. Выступая в защиту такого обычая, Боден напоминает своим читателям, что точно так же поступили с Аполлонием Тианским, которого приказал схватить по обвинению в колдовстве император Домициан.
Возмутительные происшествия в освобожденной от нацистов Франции, когда патриоты остригали женщин, уличенных в связях с немцами, быть может, восходят все к тем же обрядам примитивной магии. В сущности, это аналог ритуала очищения, который производят в первобытных племенах над человеком, нарушившим табу. Волосы женщин были заражены "вирусом" табу, которое французы наложили на оккупантов.
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23943
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

Вот некоторые приметы, связанные с ногтями, которые теперь можно объяснить с точки зрения современных знаний о медицине.

Если ноготь выпирает в средней своей части – это предсказание ранней смерти. То же самое предсказание, если “полумесяцы” у основания ногтя малы. Научное объяснение: ногти часто являются показателями болезненных процессов, происходящих в нашем организме. Врачам известно, что стекловидные, слишком выпуклые ногти – это признак сердечно-легочной недостаточности. А отсутствие лунки на ногте – это признак неустойчивой нервной системы. Чем не объяснение возможной ранней смерти?

Желтые пятна на ногтях – предвестник несчастья или смерти. Желтые ногти, как теперь известно – это плохое кровообращение и больная печень. Бугорчатые желтоватые ногти часто бывают при сахарном диабете. Изменение структуры и цвета ногтей может быть вызвано стрессами, недостатками сна, сбоем в гормональной системе, заболеваниями, связанными с недостаточным питанием. Чем не предпосылки всевозможных “несчастий”?

Есть суеверия, которые существуют как пережиток религиозных традиций, что ранее имели смысл, но теперь его почти утратили. Как, например, японское суеверие запрещающее стричь ногти ночью. Оно связано с тем, что раньше большинство синтоистских (синтоизм – религия Японии) праздников и обрядов проводилось по ночам, поэтому в это время нельзя было гневить божеств любыми “нечистыми” действиями.

В российских деревнях (особенно старообрядческих) еще и сегодня некоторые старики хранят при себе остриженные ногти до самой смерти. Считается, что на том свете, придется лезть на высокую гору – тогда и пригодятся ногти.

В Китае считалось, что длинные ногти символизируют мудрость и помогают общаться с божествами, поэтому ногти отращивали и красили практически все женщины, но среди мужчин это делали только представители знати. Отсюда суеверие, что длинные ногти – это признак долгой и обеспеченной жизни.

Некоторые суеверия основаны на вере в магию и колдовство. Считается плохой приметой оставлять неубранными остриженные ногти, так как ими может завладеть ведьма и нанести владельцу вред. По этой причине обрезанные ногти и волосы закапывали или сжигали. Подобные предрассудки распространены во всем мире.

Родом из Девоншира (графство в Англии) такое суеверие: чтобы излечиться от лихорадки, необходимо взять остриженные ногти и волосы больного и закопать их в мешочке под порогом дома соседа. Лихоманка перейдет к нему.

Способ стать ведьмой или колдуном:

Сесть на полку для подогревания пищи в камине, почистить и подстричь ногти, приговаривая: “Хочу удалиться от Бога, как ногти от грязи”. Считалось, что это предложение союза с дьяволом будет тут же с большой охотой им принято.

Есть приметы и суеверия с совершенно необъяснимой причинно-следственной связью. Например, старые моряки верят, что если остричь ногти в море в тихую погоду, то это спровоцирует шторм. Или другое: нельзя, мол, стричь ногти младенцу до года, иначе он вырастет со слабыми пальцами (другой вариант – станет вором). Когда ногти отрастут слишком быстро, мать должна их откусывать. А вот в Сомерсете, одном из графств Англии, считалось безопасным стричь ногти младенцу над Библией.

На Руси также существовали странные суеверия, относящиеся к обрезке ногтей. Старожилы некоторых сел и по сей день убеждены, что стричь ногти следует только в четверг. В других случаях можно услышать мнение, что ногти нужно обрезать только во вторник и пятницу – тогда будут водиться деньги.

Вот другие совершенно нелепые, с современной точки зрения суеверия, касающиеся ногтей:

Если беременная женщина наступит на отрезанный ноготь, у нее будет выкидыш.

Если у новорожденного младенца отрезать ногти на улице за дверью дома – он будет хорошо петь (но только не в понедельник – тогда у него выпадут все зубы). :biggrin:
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23943
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

Интересно :ilikeit:
Ведь в ДО петровскую эпоху бороды не стригли именно из суеверных предубеждений. Холили и лелеяли ее родимую. Даже специальные люди были " бороду чесать".

Сакральное значение было у "девичьей косы", приравнивалось к невинности девушки. Перед свадьбой в бане 2косы расплетали под заунынвые песни и заплетали одну.
Провинившимся, неверным женам косу остригали, что являлось позором.
С практической точки зрения волосы, конечно, мешали. Вши были делом обычным, поэтому и болезни, передающиеся с вшами косили целые деревни. Однако, из-за суеверий все равно не сбривали начисто локоны.
Хорошие, крепкие волосы говорили об отличном здоровье (как впрочем и сейчас)), хуже брали замуж девок " на косу небогатых".
Каждый имеет право настаивать на своем. Лично я настаиваю на рябине..
Аватара пользователя
Baro-nessa
фон Штраббс
 
Сообщения: 16170
Фото: 124
Регистрация: 21 окт 2009
Откуда: Полуостров Юкатан

я знаю лично девушку, которая уже совсем не девушка, она в жизни не стригла свои волосы. бабушка заговорила ее волосы и запретила ей строго настрого стричься....
коса у нее... просто трудно представить, что это реальная коса. она ее иногда собирает, но говорит, что часто голова болит...а мыть и рассчесывать это вообще ужас для нее...
Вы не обидѣтѣсь, еслѣ мы на этѣм cѣгодня закончѣм?
Аватара пользователя
Machu_Pikchu
 
Сообщения: 4464
Фото: 19
Регистрация: 25 сен 2010
Откуда: Из страны Солнца...

Irochka писал(а):
02868669.jpg


По той же причине итальянские женщины ненужные волосы либо сжигают, либо выбрасывают в такое место, где они никому не могут попасться на глаза.

мы не итальянцы, но всегда сжигаем остатки своих волос... :biggrin:
так нас учила бабушка.она всегда говорила: нельзя чтобы волосы валялись где-попало, их собирают птицы для своих гнезд, а это плохо...
Вы не обидѣтѣсь, еслѣ мы на этѣм cѣгодня закончѣм?
Аватара пользователя
Machu_Pikchu
 
Сообщения: 4464
Фото: 19
Регистрация: 25 сен 2010
Откуда: Из страны Солнца...

Machu_Pikchu, и моя бабушка и мама так говорят) надо скатывать в комочек и туда, где никто не достанет. Иначе голова будет болеть))
Я в унитаз спускаю :prankster2:
Каждый имеет право настаивать на своем. Лично я настаиваю на рябине..
Аватара пользователя
Baro-nessa
фон Штраббс
 
Сообщения: 16170
Фото: 124
Регистрация: 21 окт 2009
Откуда: Полуостров Юкатан

Baro-nessa, я тоже туда:)
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23943
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

моя мама срождение никогда волосы не стригла.сдетсва у нее волосы до колена была.ест ее фотки старые где она 7 лет а волосы на коленах.но после 3 родов и трудной жизни она 26 лет постриглас до пояса.а 27 лет умерла.мне тогда была 5 лет.
Аватара пользователя
tinatinatin
странствующий суфий
 
Сообщения: 51
Фото: 1
Регистрация: 01 июн 2005

Модератор

basarili_007

Фильтры

Навигация

Вернуться в Мистика и чудеса в Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1