2013/02/11 17:52
Философия. Философская мысль в Турции в период феодализма (14-18 вв.) развивалась под влиянием основных течений мусульманской средневековой философии, особенно трудов Ибн аль-Араби, Газали и Ибн Рушда. Среди турецких мыслителей того времени наибольшую известность приобрёл шейх Бедреддин Симави, отстаивавший пантеизм, извечность мира, идею социального равенства. Начавшееся в 16 в. наступление реакционного духовенства привело к засилью религиозного фанатизма и застою в культуре.

Работы Зии Гёкальпа, сторонника учения Э. Дюркгейма, положили начало развитию социологии в Турции. В современных условиях наряду с эмпирическими социологическими исследованиями различных аспектов жизни общества (Н. Абадан, М. Кирай) турецкие социологи обращаются к общим проблемам экономического и социально-политического развития страны. Многие социологи (Х. З. Ульген, М. Н. Чанкы и др.) стоят на идеалистических позициях. Ряд учёных (Д. Авджиоглу, М. Сойсал и др.) пропагандируют социалистические идеи. Острая борьба развернулась вокруг вопроса о роли религии. Реакционное "традиционалистское" течение (А. Ф. Башгиль, А. Ялман, А. Х. Башар), видя в исламе силу, способную противостоять росту влияния социалистических идей в Турции, выступило против принципа лаицизма (светского государства). Другие буржуазные учёные (Н. Беркес, Т. З. Туная, Ш. Мардин) последовательно защищают идею лаицизма и разоблачают реакционную деятельность духовенства.

Получили распространение различные варианты "турецкого социализма", в основе которых лежат идеи "исламского социализма", буржуазно-националистические (Дж. С. Барлас), социал-реформистские (Х. Озген, М. Айбар), левацкие (М. Белли, Д. Перинчек) концепции. Социологические исследования ведутся на факультетах Стамбульского и Анкарского университетов. Издаётся социологический журнал "Sosyoloji dergisi" (с 1945).

Историческая наука. К числу самых ранних исторических сочинений на турецком языке относятся анонимные летописные труды по османской истории (начало 15 в.). Основной формой исторических сочинений в средние века были династийные хроники придворных биографов ("шахнамеджи"). Среди хронистов 15 в. наиболее известны Урудж бен Адиль, Ашикпашазаде, Нешри. Крупнейшими представителями турецкой феодальной историографии, расцвет которой приходится на 16-18 вв., были Ибн Кемаль, Садеддин, Печеви, Мюнеджимбаши, Найма. Традиции феодальной историографии сохранились и в 19 в. (Джевдет-паша, Вефик-паша и др.).

Зарождение исторической науки в Турции относится к периоду танзимата. В работах турецких историков 2-й половины 19 в. проявляется стремление преодолеть описательность средневековых хроник, усвоить идеи и методы европейской исторической науки. После Младотурецкой революции 1908 года было создано общество османской истории, поставившее своей целью изучение и публикацию архивных документов. В Стамбульском университете началась подготовка исторических кадров. Однако общий уровень турецкой исторической науки в этот период оставался низким, исследования носили подражательный характер, повторяя в основном работы европейских авторов.

Новый этап в развитии турецкой историографии начался после победы Кемалистской революции. Созданное в 1931 общество по исследованию турецкой истории (преобразовано позже в Турецкое историческое общество) под непосредственным влиянием Ататюрка провозгласило главной задачей исследователей более глубокую разработку истории Турции с целью разоблачения тенденциозных взглядов европейских историков, рассматривавших турок как второстепенную нацию и преуменьшавших значение вклада турецкого народа во всемирную историю. Новые взгляды (так называемые национальные концепции) нашли своё отражение в 4-томной "Истории", давшей официозное толкование турецкой истории с древнейших времён до республиканского периода включительно. Однако в борьбе за пересмотр истории страны турецкие историки нередко вставали на позиции крайнего национализма, во многих работах получили распространение идеи пантюркизма. Была начата разработка проблем социальной, экономической, культурной и религиозной жизни турецкого общества; наряду с работами по османской истории всё больше внимания стало уделяться истории Сельджукидов Малой Азии 13-14 вв., этногенезу турок, древнейшей истории тюркских народов, истории материальной культуры. Большой вклад в развитие турецкой историографии в 30-40-е гг. внесли М. Ф. Кёпрюлю, А. Р. Алтынай, И. Х. Узунчаршылы, А. Инан. Благодаря их работам значительно расширилась источниковедческая база исследования за счёт архивных материалов, документов вакуфов, литературных произведений и фольклора, исторических источников соседних народов.

После 2-й мировой войны и особенно в 50-60-е гг. в трудах турецких историков значительное место заняли проблемы новейшей истории, в особенности национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Ататюрка и кемалистских реформ (исследования Ю. Х. Баюра, Ф. Г. Уната и др.). Началось интенсивное изучение истории Турции 19 - начала 20 вв., в частности причин превращения Турции в полуколонию империалистических держав (труды Э. З. Карала, Т. З. Туная, Н. Беркеса, Ш. Мардина и др.). Проблемы социально-экономического и политического развития османского общества в средние века разрабатывались в трудах О. Л. Баркана, М. Акдага, Х. Иналджика, Т. М. Гёкбильгина, А. Н. Курата, С. Танселя, А. Гёкпынарлы. В ряде работ турецких историков наметился сдвиг к более глубокому научному анализу. В работах некоторых историков, левых политических деятелей и журналистов (Б. Боран, М. Тунчай) исследуются проблемы развития общественной мысли, зарождения и развития рабочих и социалистических организаций. В буржуазной историографии значительное место занимают исследования по истории тюркских народов (О. Туран, М. А. Кеймен, И. Кафесоглу), этнографии (Х. Барлас, К. Гюнчер), археологии (Ш. А. Кансу, А. М. Манзель), истории искусства Турции (О. Асланпа) и ряду прикладных исторических дисциплин. Однако научное значение большинства этих работ, содержащих большой фактический материал, обесценивается националистическими и даже шовинистическими взглядами их авторов.

Основные исторические исследования координируются Турецким историческим обществом и ведутся в университетах, при которых существуют исследовательские институты, в том числе в Стамбульском - институте экономической и социальной истории, Востоковедческий и Тюркологический институты, институт исламоведческих исследований; при Анкарском - институте истории, институт истории турецкой революции. В Анталье действует Центр археологических исследований.

Материалы исторических исследований публикуются в журналах Турецкого исторического общества: "Belleten" (с 1937), "Belgeler" (1964); Стамбульского университета: "Tarih dergisi" (с 1949), "Turkiyat mecmuasi" (с 1925), "Vakiflar dergisi" (с 1947), "lktisat fakultesi mecmuasi" (с 1939); Анкарского университета: "Tarih arastirmalan dergisi" (с 1963), "Dil ve tarih-corafya fakultesi dergisi" (c 1942).

Экономическая наука. Разработка национально экономических концепций в Турции практически началась после победы национально-освободительного движения под руководством М. К. Ататюрка (1922). До этого турецкие экономисты придерживались различных теорий западноевропейской политической экономии.

Формирование экономической науки в Турции происходило в тесной связи с практическими потребностями развития её народного хозяйства. В первые годы существования Турецкой республики, когда правительство проводило курс поощрения частного капитала, приоритет имели концепции "экономического либерализма" и привлечения "нейтрального", "неэксплуатирующего" иностранного капитала (бельгийского, шведского, польского, голландского и др.). С переходом в 30-х гг. к политике государственного капитализма основное внимание турецкие экономисты стали уделять анализу роли и места государства в системе общественного производства, теоретическим проблемам взаимоотношений государственного и частного секторов экономики, перспективам их развития. При этом высказывались различные точки зрения. Апологеты (Т. Альп, А. Х. Башар, Дж. Кутай) с целью затушевать классовую природу государственного капитализма трактовали его в качестве метода удовлетворения "всеобщих интересов нации" и обеспечения "классовой гармонии". Радикалы (Ш. С. Айдемир, Я. К. Караосманоглу, В. Н. Тёр, И. Х. Тёкин) рассматривали его как особый (не капиталистический и не социалистический) способ общественного производства, с элементами, присущими якобы только Турции. Экономисты лево-демократических убеждений рассматривали государственный капитализм не как альтернативу капитализма, а, наоборот, как средство, призванное форсировать становление капиталистического способа производства.

После 2-й мировой войны в экономической политике Турции преобладала установка на свёртывание государственного предпринимательства и возврат к политике "экономической либерализации". Для 40-50-х гг. стала вновь характерна приверженность турецкой экономической науки (начиная с политэкономических терминов и кончая трактовкой социально-экономических процессов) к теоретическим и методологическим основам различных школ политической экономии стран Запада.

Благоприятные условия для разработки турецкими экономистами теорий, отличных от официальной концепции, сложились лишь после государственного переворота 27 мая 1960. Кроме внутренних условий, этому способствовали и внешние факторы: победа социализма в ряде стран Европы и Азии, крушение колониальной системы империализма, распространение в развивающихся странах концепции некапиталистического пути развития.

Наряду с официальной экономической доктриной, придерживающейся традиционно-консервативных установок "умеренного прогресса в рамках законности и порядка" (Ш. Билькур, О. Дж. Сардж, М. Эте), в Турции были разработаны концепции и теории, не поддерживаемые правящими кругами: концепция "направляемого капитализма", представляющая собой конгломерат идей, заимствованных из экономических учений 19 в., кейнсианства и кемализма, и предусматривающая преодоление общественно-политического кризиса в стране на базе принятия последовательно капиталистических решений под прикрытием фразеологии о "социальной справедливости", "народном государстве", "развитии в условиях демократии" и т.д. (Б. Эджевит, И. Гиритли, С. Кючюк и др. сторонники курса "левее центра", провозглашенного Народно-республиканской партией); теория так называемого нового этатизма или "национального" ("демократического") социализма, эклектически сочетающая в себе идеи кемализма, социал-реформизма (лейбористского толка) и некапиталистического пути развития (Д. Авджиоглу, М. Аксой, М. Сойсал); теория некапиталистического пути развития, отстаиваемая Рабочей партией и содержащая наряду с научными положениями ряд догматических постулатов (Б. Боран, Ф. Наджи, С. Аксой, Х. Айтекин).

Между сторонниками различных экономических концепций борьба ведётся по теоретическим проблемам развития национального капитализма и системы "смешанной экономики", аграрному вопросу, проблемам индустриализации, границ и возможностей планирования народного хозяйства. Необходимость составления экономических планов развития страны поставила перед турецкими экономистами задачу анализа национального дохода.

Центры экономической науки - ряд гуманитарных факультетов университетов, при которых функционируют научно-исследовательские институты, направляющие исследовательскую работу по экономическим специальностям. Экономические исследования ведутся в университетах Анкары, Стамбула и Измира. Аналитические прикладные исследования осуществляют Государственная плановая организация, исследовательские центры др. государственных организаций, ведающих вопросами социально-экономического развития (отраслевых министерств, управлений государственных предприятий, крупных государственных банков), а также частные экономические центры: Турецкое экономическое общество, Союз торговых и промышленных палат и товарных бирж, исследовательские группы ряда крупных частных банков ("Ишбанкасы", "Япы ве креди банкасы", "Акбанк") и отдельных компаний.

Экономические журналы и газеты: "Ekonomi" (с 1944), "Istanbul ticaret odasi mecmuasi" (c 1884), "Turkiye iktisat gazetesi" (c 1952).

Языкознание. Системное описание и научное изучение турецкого языка началось в середины 19 в. в эпоху Танзимата: было издано много грамматик, учебников, трактатов, Шемсеттин Сами создал "Словарь турецкого языка" ("Kamus-i Turki", 1899-1901). В 19 в. исследования османского литературного языка находились под сильным влиянием традиций арабской лингвистической школы и не отражали многих типологических особенностей турецкого языка.

Возникшая после национально-освободительной революции 1918-23 проблема создания новых форм литературного турецкого языка, близких к народному языку, изменила ориентацию и методы исследования. Мероприятия по языковому строительству, включая реформу алфавита 1928, получили наименование "языковой революции" (Dil Devrimi) и связаны с деятельностью Турецкого лингвистического общества (Turk Dil Kurumu, 1932).

Значительны успехи турецкой лексикологии и лексикографии: нормативный толковый "Словарь турецкого языка" ("Turkic Sozluk", 1945), "Словарь диалектной лексики" Омера Асыма Аксоя ("Derleme Sozlugu", т. 1-8, 1963-75), "Исторический словарь турецкого языка" Омера Асыма Аксоя и Д. Дильчина ("Таrama Sozlugu", т. 1-7, 1963-74), "Словарь неологизмов" А. Пюскюллюоглу ("Oz Turkce Sozcukier ve Terimler Sozlugu", 1966), "Словарь турецкого арго" Ф. Девеллиоглу ("Turk Argo Sozlugu", 1970), "Орфографический словарь" ("Yeni lmla Kilavuzu", 1970), энциклопедические, переводные и терминологические словари.

Ведутся исследования в области турецкой диалектологии (работы А. Джафероглу, О. А. Аксоя, Х. З. Кошая, О. Айдына), грамматики (по морфологии и синтаксису - работы А. Д. Эмре, Т. Н. Генджана, В. Хатибоглу), фонетики (Т. Бангуоглу).

Среди работ по истории, развитию, современному состоянию и изучению турецкого языка наиболее крупными являются исследования К. Эрена, Х. Куна, А. Дильачара, А. С. Левента. Широко публикуются памятники турецкой и тюркской литературы с переводами и комментариями, в том числе и уникальные рукописи, находящиеся в книгохранилищах Турции: "Словарь тюркских языков Махмуда Кашгарского", переведённый Б. Аталаем ("Divanu Lugat-it-Turk Tercumesi", т. 1-3, 1939-72), "Кутадгу билиг" ("Kutadgu Bilig". т. 1-3, 1942-43), "Деде Коркут" ("Dede Korkut Kitab", т. 1-2, 1958-63: издан Мухарремом Эргином с индексом и грамматическим очерком).

Основные языковедческие центры: Анкарский университет; общество турецкого языка (Turk Dil Kurumu, Анкара); Стамбульский университет. Основными периодическими лингвистическими изданиями являются ежегодник "Turk Dili arastirmalan Yillig Belleten" (c 1953) и журналы ("Turk Dili", c 1951, и др.).

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: Google [Bot] и гости: 1