Кто знает что нибудь про лазов

Все вопросы истории Турции, близлежащих государств и государств, ранее находившихся на территории Турции
Уважаемые дамы и господа, решила тут узнать о народности лазов, в инете информации мало, может кто знает об их привычках и обычаях, буду благодарна за любую информацию
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

да без проблем думаю расскажут тебе про них тут
только вот пока почитай для ознакомления
Кантри Шоп - позволь себе лишнее :)
Аватара пользователя
Saragos
Admin No More
 
Сообщения: 3600
Фото: 230
Регистрация: 04 июл 2003
Откуда: Москва

Re: Кто знает что нибудь про лазов

Сообщение Удаленный_пользователь | 2004/06/03 02:28
На Turkey.ru была информация на общем форуме по Турции, только название темы не помню.
Аватара пользователя
Удаленный_пользователь
 

Спасибо, большое но эти анекдоты я в первую очередь прочитала)))
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

Я знаю, что певец Davut Guloglu - лаз:))поет неплохо, если найдешь послушай...Guleyirum haluna katula katulaaaaaaaaaaa
Внимание! Все личные письма теперь пишите на ник Elif
Аватара пользователя
Zehra
Elleri kolları Kınalı BebeK
 
Сообщения: 2164
Фото: 28
Регистрация: 17 май 2004
Откуда: Новосибирск

Уважаемые дамы и господа, решила тут узнать о народности лазов, в инете информации мало, может кто знает об их привычках и обычаях, буду благодарна за любую информацию


ЛАЗЕТИ И ЕГО ЖИТЕЛИ



Лазети, Лазистан, Лазона, Чанети - таковы названия этой исторической провинций Грузий, находящейся на берегу юговосточного Черноморья. Лазети является одним из очагов общегрузинской государственности,но сегодня большая часть этой провинций входит в состав Турций и только несколько лазских сел остались у Грузий.

Сегодня т.н. "Турецкий Лазистан" делится так: Восточная его часть входит в состав Артвинского вилайета,а западная часть - в состав Ризского вилайета."Грузинский лазистан" - села Сарпи, Квариети,Гонио и др. входят в состав Хелвачаурского района Аджарской АР. Исторические границы Лазети таковы: с севера река Чорохи -граница с Аджарией, с юго-востока -Лазистанский хребет,граница с Шавшети и Имерхеви(Эти провинций сегодня также входят в состав Турций),с северо-запада - Черное Море, а с юга - Окресности города Трабзона.

Жители Лазети - лазы, этнографическая группа грузин.Они говорят на лазском диалекте грузинского языка.Этот диалект близок с мегрельским диалектом, но по культуре и быту лазы более близки с аджарцами, шавшами и имерхевцами - т.н. мусульманским грузинам. Что касается религию, лазы сегодня мусульмане, но до XVII века они, как и остальные грузины, были православными христианами и только потом, из-за турецкой колониальной политики стали принять ислам. Поэтому Лазети,вместе с Аджарией, Шавшети и Имерхеви назывался "Мусульманской Грузией"("Самуслимано Сакартвело").

Лазы издревле являются прекрасными моряками.Сейчас значительная масса турецких лазов служит в военно-морских силах Турций.Вообще,население Лазети занимается рыболовством и сельским хозяиством. Сегодня культурный центр Турецкого Лазети - город Хопа, где более сохранены лазский диалект и обычия,а также грузинское самосознание. В других городах все это ныне уже почти забыто. Например,в городе Ризе живут лазы,но они себя считают турками,или лазами,но не грузинами. Все это,конечно,не правда - древные лазы были самыми чистокровными грузинами, они одны из создателей общегрузинского государства да лазский диалект от литературного грузинского отличается также как сицилийский от литературного итальянского, или астуро-леонский от литературного испанского.

Лазская культура часть общегрузинской культуры.В современной Турций она почти не развывается и постепенно вымирает.В Турций лазам грозит польное исчезновение из-за ассимиляций с турками.


=======================КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ=======================
I. ГРУЗИНО-ЗАНСКАЯ ВЕТВЬ
II. СВАНСКАЯ ВЕТВЬ


1.1. Грузинская группа
1.2. Занская группа
2.1. Сванская группа


Грузины (картвелы, картули) Мегрелы (маргалури)
Сваны (лушну, сванури)


• Горская подгруппа
Диалекты:

- сенакский

- самурзакано-зугдидский
Верхние диалекты:

- верхнебальский

- нижнебальский

Нижние диалекты:

- лашх

- лентех



Диалекты распадаются на говоры

Пховские:

- хевсуры

- мохевцы

- тушинцы Мтиульско-пшавские:

- пшавы

- мтиулы

- гудамакарцы

Лазы (чаны, чанури)

Диалекты:

• атинский диалект:

- булепско-арташенский говор

- другие говоры

• вице-архавский диалект:

- вицский говор

- архавский говор

• хопский диалект:

- чхальский говор

- другие говоры

• Равнинная подгруппа

Юго-западные:

- имеретинцы

- гурийцы

- аджарцы

- имерхевцы

- рачинцы

- лечхумцы Восточные:

- картлийцы

- месхи (месхуры)

- джавы (джавахи)

- кахетинцы

- кизикцы

Периферийные:

- ингилойцы

- ферейданцы




Некоторые из картвельских народов имеют характерное окончание фамилий. Наиболее распространёнными являются окончания: “-дзе”, “-швили” (на “-швили” – основная масса грузинских евреев, т.н. эбраэли), “-ели” (Гвердцители), “-ани” – княжеское происхождение (Орбелиани), “-ия” (мегрельский суффикс), “-ава” (мегрельский суффикс) и другие.

Часто грузинскими считают фамилии абхазских греков на “-иди”.

Этногруппа тушинцев делится на 4 субэтноса: чагма-тушинцы и гомецари-тушинцы – говорят на тушинском диалекте грузинского языка, цова-тушинцы и пирикита-тушинцы говорят на бацбийском языке, относящемся к нахско-дагестанской семье языков и входят в вайнахскую группу.

Картвелами именуют обычно все народы, говорящие на языках картвельской семьи, а грузинами – те же народы, за исключением сванов, мегрелов и лазов, которые всячески подчёркивают свою обособленность.

Собственная письменность (асомтаврули) создана в 4 в. до н.э. на основе восточно-арамейского алфавита.



Численность народов:

Сваны – 80 000 чел. в Местийском и Лентехском р-нах Грузии (провинции “Самергело – Земо Сванети” и “Рача-Лечхуми – Квемо Сванети”) и в Абхазии (провинция “Самурзакано”).

Грузины – 3,72 млн. чел.

Мегрелы – 400 000 чел в провинции “Самергело – Земо Сванети” и абхазской провинции “Самурзакано”.

Лазы – 150 тыс. чел. в причерноморской полосе Сев. Вост. Турции (Турецкий Лазистан) до границы с Грузией и часть сел. Сарпи в Грузии. Небольшие группы рассеяны по глубинным районам Турции, а также по ряду населённых пунктов черноморского побережья в Аджарии и Абхазии (в прошлом и в Крыму).



Религия:

Основная масса грузин – православные христиане Грузинской Автокефальной Церкви.

Аджарцы, лазы, месхи и ингилойцы – приверженцы суннитской ветви ислама. «Ингилойцы» – от азерб. «ени» («новый») и «йол» («путь») – всвязи с принятием грузиноязычным населением западного Азербайджан ислама в 17-18 вв.

Ферейданцы – шииты.

Антропология:

В антропологическом плане грузинские народы относятся к различным типам европеоидной расы.

Расовое деление совпадает с диалектным.

арменоидный тип переднеазиатская ветвь:

кизикцы, картлийцы, кахетинцы, джавахи, месхи – восточные диалекты равнинной подгруппы

ферейданцы (потомки кахетинцев переселённых в 17 в. в Иран) – периферийный диалект равнинной подгруппы

понтийский тип балкано-кавказская ветвь:

имеретинцы, гурийцы, аджарцы, имерхевцы, лечхумцы – юго-западные диалекты равнинной подгруппы

мегрелы и лазы – занская группа

каспийский тип памиро-ферганская ветвь:

ингилойцы – периферийный диалект равнинной подгруппы

кавкасионский тип балкано-кавказская ветвь:

сваны – сванская группа
хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы – горская подгруппа грузинских диалектов

рачинцы – юго-западные диалекты равнинной подгруппы

* * *

История: После распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.), в южных районах Малой Азии (Турции) и Палестине началось формирование пракартвельского этноса (относившегося к переднеазиатскому типу). Эта территория в Библии именуется Фувал (“тубал” по-семитски – «кузнец»), связываемого с дольменной культурой. По мнению учёных Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют «сходство вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур…». Работа лингвиста Палтимайтиса (1984) «Пять важных картвело-балтийских и картвело-семитских схождений» позволяет уточнить уровень сходства, как древнеевропейского с общекартвельским, так и общекартвельского с древнесемитским.

Примерно в 20-19 вв. до н.э. Произошло разделение (дивергенция) протоязыка (праязыка) на сванский и единый грузино-мегрел-чанский (ученые объединяют мегрельский и чанский язык под одним названием занский язык, опираясь на то, что в сванском языке «мызан» означает «мегрел»). Сванский язык сохранил в большей мере облик архаичного пракартвельского языка. Вытесненные семитами, картвелы (точнее их сванская часть) прорвались сквозь хуррито-урартские и хеттские города, и вторглись в болотистую Колхидскую низменность, где произошло расовое смешение с хурритами (кавкасионский тип), в результате которого будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа. Вскоре они были вытеснены в горы, новой волной картвельских переселенцев (грузино-занов). В 8 в. до н.э. произошла дивергенция единого грузино-занского языка на собственно грузинский (включая диалекты) и занский (мегрело-чанский). В I тыс. н.э. Западной Грузии образовался картвельский союз кулха, который основал в 6 в. до н.э. государство Колхида. Потомки иберийцев, смешавшихся с хурритами, образовали союз иверов, и создали в 4 в. до н.э. государство Картлия (Иберия, Иверия). Этноним «ибер» (ивер) происходит от «Фувал» (Тубал): фонетические искажения “фувал–тубал–табар–табер–тибар–тибер–тибарен”. Название испанских иберов (hibern) имеет другое происхождение и восходит к греческому названию ливийско-берберских народов северной Африки – berberos, т.е. “бородатые”. Этим же термином греки именовали германские племена, от чего произошёл термин «варвары». В конце I тыс. н.э. под натиском арабских завоевателей, южногрузинские месхи (мцхе) были вынуждены отступить к побережью, где жили адыго-абхазские народы понтийского расового типа, в результате картвелизации местного населения и отчасти смешения (это касается мегрелов) возникли смешанные этносы Западной Грузии. Основная масса грузин (Центральная, Южная и Восточная Грузия) и часть лазов сохранили черты переднеазиатского типа. Тогда же распался и единый занский этнос – на мегрелов и лазов. Термин "Грузия" происходит от арабского «гурдж» или от персидского «горг» – волк, в соответствии с арабо-иранским названием "Гюрджистан" – "Страна волков". Персы, неоднократно осуществлявшие набеги в эти края, называли "Страной волков" всю ту территорию, которая находилась выше их северной границы и прилегающих к ней стран как с востока, так и с запада от нынешнего Каспийского моря. Термин "гурзане", "гурджи" (“кюрджи”) изначально был отнесен как ко всем народам Закавказья, так и к народам, обитающим севернее Кавказского хребта.
Я свободно разговариваю на трёх языках: ирония, сарказм, ненормативная лексика.(с)
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 48671
Фото: 980
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

Вентик спасибо тебе огромное))) ты как всегда суперрр)))
Настоящий друг)))))))
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

ЛАЗСКИЙ ЯЗЫК — яз. обитателей горной страны Лазистана, которая северной своей частью входит в СССР (в автономную республику Аджаристан), а большей, южной своей частью — в Турцию, составляя часть Ризского и Артвинского вилайетов. Л. язык исследован еще очень мало. Судя по имеющимся данным, он распадается на три наречия: восточное, среднее и западное, которые в свою очередь распадаются на

31

ряд говоров. Из говоров наиболее обследованы: атинский, буленский, вицский, архавский, хопский, чхальский. Говорят на Л. яз. и лазы, переселившиеся в Абхазию (до 2 000 человек); здесь есть представители всех наречий Лазистана. Л. язык, стоящий близко к мегрельскому яз. (см.), с к-рым он образует шипящую группу яфетич. яз., обнаруживает также связи со сванским; вместе с этим яз. и представителем свистящей группы — грузинским — он составляет сибилянтную группу яфетич. яз. Южного Кавказа.

Кроме лазов Л. яз. владеют армяне-мусульмане, так наз. хемшины, и греки, живущие среди главной массы лазского населения или имеющие с ним торговые связи. Акад. Марр отмечает в Л. яз. значительное количество греческих, армянских и грузинских заимствований. Сильное влияние турецкой культуры через школу, печать и церковь (лазы, как и турки, — мусульмане) привело к тому, что в Л. яз. женская речь стала заметно отличаться от мужской. В то время как женская часть населения, не владея государственным турецким языком, сохранила архаизмы лазской речи, мужская его часть, часто двуязычная, стала вводить в речь турецкие слова и ряд грамматич. форм, создавая так. обр. смешанный тип языка.

В древности область распространения Л. языка была по всем историческим данным гораздо обширнее, захватывала местности западнее Трапезунда, доходя до р. Кизил-Ирмака (древней Галиси, как показывает и само название этой реки; ğali по-лазски — река), а на севере по всей вероятности захватывала современный Аджаристан и Гурию, позднее грузинизировавшиеся. Имели ли лазы свою древнюю письменность, остается невыясненным, хотя историк Прокопий [VI в.] и сообщает, что в Лазике были архивы, где хранились государственные документы.

До последних лет лазы оставались бесписьменным народом. Правда, в 70-х годах XIX века, в эпоху сильного национально-освободительного движения, Фаик-Эфендиши впервые составляет лазскую азбуку на основе арабского алфавита. Пользуясь этой азбукой, он составляет грамматику Л. яз. и пишет ряд историч. работ. Но абдул-гамидовская реакция расправляется жестоко с пионером лазской письменности: Фаик попадает в тюрьму, а его труды публично сжигаются.

Октябрьская революция пробуждает к национально-культурному творчеству советских лазов. В 1927 составляется лазский алфавит на латинской основе, в 1929 он реформируется и широко распространяется.

Библиография: Марр Н. Я., акад., Из поездки в турецкий Лазистан, «Изв., Академии наук», 1910; Его же, Грамматика чанского (лазского) языка с хрестоматией и словарем. Материалы по яфетическому языкознанию, т. II, СПБ, 1910; Кипшидзе И., Дополнительные сведения о чанском языке; Шор Р., К вопросу о консонантизме яфетических языков Южного Кавказа, «Уч. записки Института народов Востока», М., 1930; Adjarian H., Études sur la langue laze, «Mémoires de la société de linguistique de Paris», 1898.
Жили-были парень с девушкой... Любили... он себя и она себя...
Аватара пользователя
Nataliaaaa
Çalıkuşu-птичка певчая (Clubber)
 
Сообщения: 3138
Фото: 1
Регистрация: 17 фев 2004
Откуда: Москва

Спасибо тебе большое)))))))))) Очень познавательно!!!!
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

а - ДЗЕ - фамилия это княжеская?
Аватара пользователя
Иракли
 
Сообщения: 4828
Фото: 762
Регистрация: 22 мар 2005
Откуда: Madagaskar

Прочитав всё это чувствую себя очень глупой.Оказывается я столько не знаю!Век живи - век учись!
:)Olya:)
Аватара пользователя
Kedisik
янычар
 
Сообщения: 81
Фото: 34
Регистрация: 23 май 2005
Откуда: Россия,Москва

Смотря какая, ну вообще то кнжеских родов грузинских не так много.
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕВЕРЕ-ВАСТОЧНОИ АНАТОЛИИ.(автор Лазский Учены)-
Аватара пользователя
davidtsin
странствующий суфий
 
Сообщения: 1
Фото: 1
Регистрация: 17 фев 2011
Откуда: Tbilisi. Georgia

Модератор

basarili_007

Фильтры

Навигация

Вернуться в История Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1