«Турецкая гжель», или традиции турецкой керамики

Быт. Жизнь обычных турок как она есть. Традиции и поверья. Плоды мудрости веков.
Те, кто впервые собирается посетить страну звезды и полумесяца, будут поражены обилием разноцветной керамики, встречающейся повсюду, как в небольших лавочках, так и в больших торговых центрах в любом из городов Турции.

Совершенно невозможно пройти мимо уникальных фаянсовых изделий: подносы, вазы, кувшины, мундштуки, декоративные колбы для наргиле – всё это хочется потрогать, погладить и желательно забрать с собой. Особенно радует глаз белая фаянсовая посуда, расписанная голубым орнаментом, подозрительно напоминающим русскую гжель.

Однако не стоит сразу обвинять турецких мастеров в плагиате. Они не имеют никакого отношения ни к гжели, ни к другим известным русским орнаментам. Единственное, что роднит далёкую Турцию с Россией, это тот факт, что, так же как и на Руси, подобные керамические изделия считаются не домашней утварью, а произведениями искусства!

[ URL ]


Где же зародилось это необыкновенное искусство изготовления и росписи керамических изделий. Керамика из Турции славится на весь мир, и нет такого человека, которому не захотелось бы иметь хотя бы один фаянсовый набор посуды или великолепный поднос из Кютахьи (тур. Kütahya). Ведь именно этот город считается столицей турецкой керамики.

Сам по себе город тоже является отдельной достопримечательностью, поскольку лежит на маршруте путешественников, следующих по Центральной Анатолии.

Этот путь пролегает по землям древней Фригии, которая нам знакома из греческой мифологии. Самым известным и почитаемым царем фригийцев был Мидас. С его легкой руки и была основана Кютахья, где тихо и мирно жили и трудились гончары.

С приходом сельджуков, глиняных дел мастера прославились во всех районах, с которыми в то время у Турции были торговые связи. Конечно, лавры получали не сами гончары, а их изделия, с успехом продаваемые из века в век.

Местные мастера открыли способ усовершенствования красителя из красного коралла и кобальтовой сини. До сих пор никто в мире не может воспроизвести интенсивность этих красок. Считается, что секреты эти утрачены, однако и сегодня умельцы Кютахьи изготавливают изумительные фарфоровые, из белой глины, изделия, экспортируемые в более чем сорок стран мира.

Как и много тысяч лет назад, в Анатолии используют растительные краски. Секреты смешивания красок у каждой семьи свои и передаются из поколения в поколение. Наиболее употребимые цвета росписи – это синий, красный, черный, зеленый и лиловый. Ранее использовались только белый и синий цвета, как в китайской керамике. Именно оттуда были взяты первые орнаменты и первые растительные рисунки в голубых цветах! Позже, в «тюльпанный период», стали появляться яркие мотивы с красными тюльпанами.

Тюльпан, пришедший из Турции, а не из Голландии как это принято считать, являлся с 16 века любимым мотивом при росписи керамики.

Турецкое имя «Lâle» представляет собой в арабском шрифте анаграмму Аллаха. Поэтому тюльпан у Осман считался священным цветком. Идеальные цветки должны были быть красными и кинжалообразной формы. Дарение цветка означало: ” Твоя красота меня воспламенила”.

И сегодня тюльпан является символом, который в Турции можно видеть повсеместно. Эти цветы значительно разбавили растительный мир в росписи, и всегда и во все времена им будет отводиться главная роль во всём, что связано с культурой этой страны.

Как и орнаменты, цвета традиционных турецких мотивов имеют свое значение.

Так, черный цвет олицетворяет разрешение проблем, красный – богатство, зеленый – священный цвет ислама, цвет пророка, синий – цвет благородства и великодушия, желтый защищает от неудачи. И всё это неспроста! Турки верят в волшебную силу цветотерапии, практически так же свято, как китайцы в науку Фэн-шуй. Так что, при выборе керамических сувениров, не стоит забывать и о своих жизненных приоритетах!

Турецкий кофе следует пить из настоящих турецких керамических чашек. Говорят, от этого вкус кофе становится ещё более богатым, хотя лично я не нашла никакого различия, но керамический набор из Кютахьи для шести персон в моём доме живёт давно.


Полезная информация:

С очень большой вероятностью чашка, в которой вам подают кофе в аутентичных стамбульских ресторанах, произведена компанией Kütahya Porselen (www.kutahyaporselen.com.tr).

Кютахья Порселен Груп была основана в 1973 году. Производительность в 100 миллионов изделий в год позволяет назвать Кютахью фирмой с самыми большими производительными способностями в Европе. Пятьдесят процентов продукции экспортируется в 47 стран мира. И самое главное, у фирмы имеется сертификат, подтверждающий качество продукции и отсутствие в ее составе вредных для здоровья веществ, которые часто можно приобрести бонусом вместе с китайскими наборами.

В европейской части Стамбула один из фирменных магазинов, предлагающих керамику из Кютахьи, находится в районе Шишли [Halascargazi Cad. 230, Osmanbey, тел. (212) 219 46 00]. В азиатской части мегаполиса рекомендуется магазин на улице Багдад в Эренкёе [Bagdat Cad., 343, (216) 411 95 00]. Набор чашек на шесть персон будет стоить приблизительно 40 лир. Цены в сувенирных лавочках Стамбула и Анатолии в целом колеблются от 7 до 20 лир, в зависимости от количества предметов в наборе.

И, конечно же, настоящим ценителям турецкой керамики, стоит заехать в сам город Кютахья, где можно приобрести уникальные вещи по невероятно низким ценам – от 1,5 долларов за одну единицу.

Автор: Татьяна Несват Ссылка
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Ой..так красиво, нравится мне..но так и не купила в свою поездку ничего, побоялась разбить по дороге. в следующий раз обязательно куплю что-нибудь
на самом деле можно все, главное-не оставлять улик..
мои Фото /forum/go/f12a177de5fc9f6b22c9c4f797fc5674
Аватара пользователя
Nazz
Strong..tender..
 
Сообщения: 16893
Фото: 12
Регистрация: 16 июн 2010
Откуда: Из деревни Кровавый камень

Я себе из Восточной Турции навезла керамики 3 года назад. Большую часть уже раздарила
Простите меня, пожалуйста, если сможете, за то, что у меня моё мнение, а не ваше.
Аватара пользователя
Assyat
Халиф
 
Сообщения: 10438
Фото: 63
Регистрация: 10 авг 2003
Откуда: Checkpoint Charlie

При покупке скажи, что везти далеко, - очень хорошо упаковывают).
Я тоже переживала - ничего, все нормально довезла! Обожаю эти мисочки и тарелочки)
Так красиво!
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

ой, а у меня где-то видать "заело", что-то я не очень всю эту цветатость воспринимаю,
даже как-то раздражает
я первый раз в Турцию везла чисто белый фарфор с серебром и туда еще входили подсвечники с белыми свечами, и упаковочный чемоданчик тоже белого внутри атласа. Сама прямо балдела.

но о цвете всегда думаю при выборе подарков.
и сейчас полезная для меня инфа про цветы, лечу на свадьбу, не уверена можно ли цветы перевести самолетом?
можно же от нас в довесок к подаркам в оптовике такие шикарные тюльпаны купить, а то у них там все искусственные да и венки.
Аватара пользователя
капля
Forum ilahiyatçısı
 
Сообщения: 4312
Регистрация: 27 дек 2007
Откуда: Спб-Россия

ой, а у меня где-то видать "заело", что-то я не очень всю эту цветатость воспринимаю,
даже как-то раздражает


На однотонной скатерти - очень даже смотрится.)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

ой, а у меня где-то видать "заело", что-то я не очень всю эту цветатость воспринимаю,
даже как-то раздражает


На однотонной скатерти - очень даже смотрится.)

ну я имела в виду, что у меня не все в порядке наверное, раз не воспринимаю шедевров, что-то отключено
к серебру тоже очень осторожно отношусь. больше нравиться литое, чем с тур. орнаментами, правда в пять раз дороже выходит.
раньше на кобальте торчала. а сейчас все больше чисто белое и без блеска нравится, с высокой вазой мучилась, ну ни как не могла купить, все какие-то добавки были , либо прозрачность.

Есть правда пасхальное блюдо в сине белых тонах(типа турецкого, но оно не турецкое), но хочется белое, вот как машины белые бывают, те что очень белые...такое хочу,
очень красиво крашеные яйца со всякими зверушками и зеленым овсом на белом фоне.
Аватара пользователя
капля
Forum ilahiyatçısı
 
Сообщения: 4312
Регистрация: 27 дек 2007
Откуда: Спб-Россия

Да, спасибо, я потом купила стекло..которое из кусочков, мне запаковали хорошо, довезла, ничего не разбилось, так что в следующий раз, если поеду..обязательно куплю..у меня бабушка с дедушкой собирают сувенирные тарелки на стены, медная из Стамба есть, теперь вот надо керамическую, да и сама я люблю такое все красивое, а синий цвет вообще мой любимый..
на самом деле можно все, главное-не оставлять улик..
мои Фото /forum/go/f12a177de5fc9f6b22c9c4f797fc5674
Аватара пользователя
Nazz
Strong..tender..
 
Сообщения: 16893
Фото: 12
Регистрация: 16 июн 2010
Откуда: Из деревни Кровавый камень

Как и орнаменты, цвета традиционных турецких мотивов имеют свое значение.

Так, черный цвет олицетворяет разрешение проблем, красный – богатство, зеленый – священный цвет ислама, цвет пророка, синий – цвет благородства и великодушия, желтый защищает от неудачи. И всё это неспроста! Турки верят в волшебную силу цветотерапии, практически так же свято, как китайцы в науку Фэн-шуй. Так что, при выборе керамических сувениров, не стоит забывать и о своих жизненных приоритетах!


Как мне кажется, значение цветов в данном случае лежит гораздо глубже и имеет отношение к космологическим представлениям древних тюрков.

Прежде всего, черный, красный, синий, желтый и еще белый - это цвета 5-ти сторон цвета у древних тюрков. Черный - север, красный - юг, белый - запад, синий - восток, желтый - центр земли.



Изображение

Кроме того, эти цвета имеют отношение к восточному 12-ти летнему циклическому календарю (известному у нас больше как китайский, хотя им пользовались и монголы, и древние тюрки), а также связанными с ним 5-ю элементами стихий. Год Белой (металлической) Лошади или год Красной (Огненной) Козы - все это идет именно оттюда))).

Возможно, в современной Турции значение этих цветов уже утеряно и заменено чем-то более поверхностным, но на самом деле в основе лежат, на мой взгляд, мистические представления древних))).
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

Очень интересно) Спасибо!

Я нашла статью : Жулдыз Таниева.СИМВОЛИКА ЦВЕТА как носитель культурных кодов. Частично в ней говорится и о том, что ты написала, Наташ)

/forum/go/273078ffd5fea88e86c237ab6c16f03c
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

а зеленый чего? просто травка?
даже кошки иногда гуляют парами
Аватара пользователя
soya
Çocukluktan
 
Сообщения: 1143
Регистрация: 12 янв 2009
Откуда: miestas prie juros

А значение зеленого цвета, я думаю, добавилось позже именно как цвет ислама. У древних тюрков зеленый и синий были достаточно взаимозаменяемы, до сих пор в некоторых тюркских языках цвет неба и травы передается одним и тем же словом - "кёк" (по ссылке ole об этом немного сказано).
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

а зеленый чего? просто травка?


во все времена зеленый цвет считался цветом пробуждения спящей природы, воскрешение ее к новой жизни.

теперь предисловие:
(На ХIII Всероссийской научно-практической конференции под названием "Наука и Духовность" в Воронеже 3 ноября 2001 года поднимался этот вопрос.)
В одном из докладов, касающихся темы "А.Рублев и духовные корни России".
Современная наука, в первую очередь физика, доказала существование Бога, завершив затянувшееся противостояние науки и религии по вопросу существования Творца Всего Сущего.
Современному человеку помочь осознать свою духовную сущность могут знания о корнях всей нашей цивилизации и эволюции человека. Знания, идущие из глубокой древности, понятные не только физику, а любому человеку.

По мнению историков, времена зарождения единого Московского государства (XIV-XV) БЫЛО СУДЬБОНОСНЫМ ДЛЯ РОССИЯН.
Тогда на Руси творили ее историю и духовность
1.митрополит Алексий ()1353, когда Россия, по словам летописцев, испытала "гнев небесный", прокатившаяся "черная смерть" оставила в живых менее трети жителей.

2.игумен Сергий Радонежский - все гос. дела решались не без его участия. Когда Мамай напал На русь, то напутствием Д. Донскому было - " И да поможет ТИ БОг и Святая Троица" - укрепило ратный дух защитников отечества.

3.князь Д. Донской - он не имел книжных знаний, но знал Россию и науку правления. Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху , ежедневно ходил в церковь (на тот момент и церковь была ни чета теперешней.)

4.худ-к А Рублев.- даже вревя охарактеризовано как эпоха А.Рублева.
Образ мастера проступает через его ИКОНЫ!!!
Все это времена ИСИХАЗМА.
Обитель С. Радонежского по киновийскому уставу. т.е.общая работа, трапеза, неумерщвление плоти, а обновление, ВОСКРЕШЕНИЕ и СПАСЕНИЕ в ИСТИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
"исихазм" - покой, безмолвие, отрешенность.

целью исихии - - достижение внутренней тишины, гармонии,цельности душевных и и телесных состояний "умное восхождение" от чувственных восхождений к "невещественному свету".
Исихизм усилился во времена Григория Паламы.

Палама учил, что божественный свет, озорявший Христа на горе Фавор(Фаворский свет), есть несозданная, нематериальная, энергия которая однако ДОСТУПНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ.

сВИДЕТЕЛЬСТВОМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСИХАЗМА на Руси является "Троица".
Художник наполнил ЕЕ исихией.
предисловие закончилось!

Что произошло?Почему через 100 лет икона была упрятана под золотой оклад????, который скрыл тайну красок и линий от глаз смотрящего.
Золотым окладом была создана иллюзия , что головы ангелов склонились под тяжестью золотых ожерелий....

Если потомки не понимали икону уже через 100 лет, после ее создания, то как добиться чтобы она раскрыла тайну нам?

Трубецкой считал, что понять тайну - значит ответить на основной вопрос - 4акое понимание смысла жизни выражено непосредственно, своеобразно, но языком хорошо понятным современникам.
По его мнению это ЯЗЫК КРАСОК И ЛИНИЙ!

ОН писал:"Икона остается у нас сплош да рядом предметом того поверхностного эстетического любования, которое не проникает в ее смысл. А между тем в ее линиях и красках мы имеем красоту по приимуществу СМЫСЛОВУЮ. Когда мы расшифруем непонятный доселе, но все еще темный для нас язык символических начертаний и образов, появится возможность заглянуть в душу русского народа".
------------------
я позже продолжу...почему стала писать про икону и т.д.
потому что Истина неразделима, а Ислам лишь часть этой самой Исьины...это я про зеленый цвет всё...
Аватара пользователя
капля
Forum ilahiyatçısı
 
Сообщения: 4312
Регистрация: 27 дек 2007
Откуда: Спб-Россия

Изображение
подобная роспись называется ЧИНИ,серийного-автоматического производства его нету-не существует,на заводе сидит живой конвейер и каждый мастер-мастерица рисует определенную часть узора....
Я свободно разговариваю на трёх языках: ирония, сарказм, ненормативная лексика.(с)
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 48671
Фото: 980
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

Модератор

basarili_007

Фильтры

Навигация

Вернуться в Культура, обычаи и традиции Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1