Византийское государство (IV—XV вв.) сменило языческие и хозяйственные символы на имперские и христианские. Они известны по местным печатям, предметам декоративного искусства, знакам власти. Гербовый щит Константинополя был четырёхчастным, рассечённым на красные и серебряные поля; в красных — золотые кресты, в серебряных — красные. В гербе Смирны также появились серебряный и красный цвета в виде полос, причём красные — знак особой храбрости горожан во время вторжений сарацин (арабов).
Смирна (Измир) Эфес
Государственный герб Византии — двуглавый орёл, между прочим, имеет малоазиатское происхождение. Грозная птица, смотрящая по обе стороны владений, изображалась ещё на печатях хеттских царей, а затем — правителей Фригии, Вифинии, Каппадокии.
Этот символ был популярен в геральдике царств и княжеств, обособившихся от Византии на Балканском полуострове, а различные его цветовые варианты встречаются с XI в. в эмблемах государств, отделившихся от империи в Малой Азии. Чаще всего встречалось изображение золотого орла в красном поле (например, в гербах Конийского султаната — государства сельджуков XI—XIII вв. и Трапезунтской империи XIII—ХV вв.). В XIV—XV вв. в турецких княжествах использовались и другие символы: в Сивасе — поднятая вверх ладонь, в Самсуне — шестиконечная звезда с золотым лепестковым крестом в центре.
После падения Византии в 1453 г. (когда османы взяли Константинополь) символом города, получившим турецкое название Стамбул (Истанбул — от искажённых греческих слов, означающих «в город»), стала эмблема древнего города Византии — звезда и лунный серп.
Легенда связывает её с осадой Византия в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда ночью свет месяца и звёзд помог защитникам города разглядеть воинов Филиппа, пытавшихся под покровом темноты вырыть подкопы под стенами и отбить их атаку.
Эмблема подчёркивала свободолюбие горожан, не сразу признавших впоследствии и римское господство. Правда, легче объяснить эти символы старинным местным культом богини Артемиды, изображавшейся, как богиня луны, с серпом в волосах. Красный щит, на котором позднее, во времена византийской государственности, изображались ночные светила (как и красные кресты), также подчёркивал храбрость и самоотверженность горожан.