Детские страхи

Всё о детках наших форумчан: игры, развитие, воспитание, питание, здоровье и др.

Детские страхи

Сообщение Ари | 2008/12/16 08:41
Когда мне было лет пять, я подобрала во дворе пробку от бутылки и попробовала ее на зуб. Неожиданно ко мне подошли две девочки постарше. Одна из них сказала: «Ах! Теперь ты умрешь!» «Не умрет», — заступилась за мою жизнь ее подруга. «Умрет-умрет! — настаивала первая. — Моя бабушка говорила, что пробки смертельно ядовиты. А бабушка — врач...» Вокруг меня собрался весь двор. Порассуждали о том, могут ли врачи ошибаться. А потом начали ждать моей кончины. Я тоже ждала, мысленно «отписав» свои игрушки младшей сестре.

С тех пор прошло двадцать лет, десять из которых я не могла спокойно смотреть на валяющиеся на асфальте пробки и люто ненавидела ту девочку, которая превратила часть моей жизни в жестокий невроз. Видимо, поэтому, когда у меня появился собственный ребенок, я твердо решила: уж я-то его пугать не буду! Не хочу, чтобы у него были страхи и комплексы! Только странное дело: я малыша не пугаю, по сто раз на дню объясняю, что в темной комнате никого нет, а в окно нашего 16-го этажа никто залезть не может, тем не менее ребенок все равно боится!

Откуда рождается страх? И как его побороть? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу профессору Ростиславу АРОНОВУ.



— Познание мира всегда сопровождается страхами, — объяснил мне профессор Аронов. — Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предков, заложенный в наше подсознание, охраняет ребенка от боли (вызывая страх падения, ожога, укола, укуса...), нападения (страх темноты, закрытой комнаты, незнакомого помещения...) и т.д.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные возникают как отображение психического и личностного развития ребенка. Невротические «вырастают» из возрастных, если ребенок не может справиться с конкретным страхом.

В идеале появление и существование страхов подобно обычной болезни: первое время они очень яркие, ребенок мучается. Однако через две-три недели происходит перелом — «болезнь» идет на убыль. В норме через месяц после возникновения конкретного страха ребенок избавляется от него. Если же в течение это времени интенсивность страха не уменьшается, то речь уже идет о страхе невротическом.

Такой страх не только мешает ребенку жить, «разъедая» его душу, но также вызывает характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими.

Страхи могут трансформироваться и закрепляться, сохраняясь вплоть до взрослого возраста, калеча характер и существенно затрудняя человеку жизнь.

— Почему одни дети боятся резких звуков, а другие — незнакомых людей?

— Стимулы страха связаны с возрастом, т.к. зависят от процессов развития и созревания. В том возрасте, когда познание мира происходит в большей степени через слух (первые месяцы жизни), ребенок боится резких звуков. Когда у него активизируются зрительные зоны мозга (6 - 12 месяцев), малыш начинает опасаться того, что видит... Так, страх перед незнакомыми людьми не может возникнуть у детей первых месяцев жизни — у них еще не развита способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает между 6- и 9-месячным возрастом, именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается. Но многие родители даже не подозревают о том, чего боится их ребенок. Другие с удивительной безрассудностью высмеивают страхи своего малыша, потому что искренне считают их пустяковыми. В результате страхи ребенка закрепляются, а его отношения с родителями рушатся. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять взрослым.

Давайте разберемся с теми демонами, которые бушуют в душе вашего ребенка. Детям разного возраста свойственны свои страхи. Сегодня мы поговорим о дошкольных страхах.



ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
Дети боятся перепада температур и резких звуков.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте основные анализаторы — кожная чувствительность и слух. В глубокой древности наши новорожденные предки находили мать по теплу, исходящему от ее тела, или по характерным звукам, издаваемым ею. И по сей день комфортная температура и «интимные» (негромкие) звуки создают у ребенка ощущение защищенности. Холод, жара, громкие и неожиданные шумы пугают малыша.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: как это ни парадоксально, многие родители закладывают в основу выработки послушания именно чувство страха, совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы усмирить младенца, они кричат на него (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). Так здоровые дети начинают превращаться в законченных невротиков.

СОВЕТ: в таком нежном возрасте договориться с ребенком невозможно, и ваш личный пример пока для него не подмога, поэтому, чтобы ребенок легче пережил свои страхи, старайтесь оберегать его от этих раздражителей.



6 МЕСЯЦЕВ — ГОД
Ребенок пугается незнакомых людей и обстановки, чужих домов, новой одежды и средств транспорта.

ПОЧЕМУ: на первое место в качестве анализатора мира выходит зрение, и количество страхов увеличивается как снежный ком. Защитный рефлекс диктует малышу: все незнакомое (люди, предметы) может нести опасность. Вот почему малыш капризничает, когда его переодевают: мама снимает с него уже привычную одежду и одевает другую, которая ему не знакома и, возможно, навредит...

Его пугают предметы, «изменяющие свое поведение»: например, когда кухонный комбайн, до того молчавший, вдруг начинает шуметь — малыш плачет. Он пугается пылесоса, электробритвы... Многие дети испытывают настоящий ужас перед «норами»: отверстиями стока в ванной, воздуховодами. Срабатывает подсознательный инстинкт: из отверстия может появиться змея, а змея для наших предков представляла одну из смертельных опасностей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: во многих семьях главным воспитателем в семье становится пылесос или подобный шумливый предмет. Его включают, когда ребенок слишком расшалится. Шансы остаться психически стабильным у малыша уменьшаются.

СОВЕТ: закройте отверстия стока в ванной мелкоячеистыми решетками. Не торопитесь, переодевая ребенка. Дайте ему потрогать новую одежду, изучить ее, только после этого одевайте малыша.



1 — 2 ГОДА
Дети боятся разлуки с родителями, в том числе во сне.

ПОЧЕМУ: ребенок начинает осознавать бескрайность мира и испытывает страх потеряться в нем. Малыш опасается потерять родителей, капризничает, если его оставляют с незнакомыми людьми. У многих детей возникают проблемы с засыпанием, потому что во сне они не могут постоянно видеть и слышать родителей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: желая добиться от чада большей послушности, мама прячется за деревце или угол дома — пусть малыш испугается, что она пропала! Метод, конечно, действенный, ребенок протянет ручку и некоторое время не будет убегать от мамы, но... ночью его будут мучить ночные кошмары — первый признак закрепления страхов в этом возрасте.

СОВЕТ: ежедневно разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные — малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха — обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.



2 — 3 ГОДА
Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте у ребенка складывается некий порядок жизни «я и дом» и иерархические отношения «я и родители», которые являются для него своеобразной опорой. Когда он вынужден сменить жилье или начать посещать детсад, его слаженная система рушится. Переезд вызывает страх не только перед новым местом, но и новыми соседями, даже новыми деревьями...

Посещение детского садика заставляет заменять связи с родителями общением со сверстниками и воспитателями.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: в этом возрасте дети особенно пугаются «лихих» родительских обещаний: «Сдам тебя в детдом!», «Позову дядю!», «Отдам твои игрушки другим детям!», «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек»... Произносить такие угрозы — большая ошибка.

СОВЕТ: определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

Подарите ребенку талисман — предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.



3 — 4 ГОДА
Дети боятся неизвестности: темноты, «мертвого пространства», одиночества.

ПОЧЕМУ: ребенка пугает так называемое «мертвое пространство». Это пространство порождает прямоугольная мебель. Представьте комнату со шкафом. Ребенку в этой комнате страшно. Родители подводят его к шкафу, открывают дверцы: «Пусто!» А страх не развеивается. Малыш и сам не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится мертвого пространства — того, которое он не может «объять» взором над шкафом.

Причина в том, что ребенок чувствует защищенность только тогда, когда способен контролировать все окружающее пространство. Анализируя обстановку, его мозг отмечает, что над шкафом имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: не стоит произносить фразы типа «Запру в ванной и выключу свет», «Выставлю на улицу!», «Выброшу тебя на помойку!», «Уйду и не вернусь», «Будешь хулиганить — тебя заберут хулиганы и бандиты!»

СОВЕТ: по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы и мертвое пространство.

Если ребенок спит рядом с вами, не «выселяйте» его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.



6 — 7 ЛЕТ
Ребенок боится смерти.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте человек осознает, что жизнь не бесконечна, а люди не вечны, и это бывает для него серьезным потрясением. Дети начинают понимать, что и они сами, и их родители смертны. Некоторые переживают первую семейную утрату — уходит из жизни старшее поколение.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: очень опасно стращать малыша: «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Страх смерти наиболее разрушителен.

СОВЕТ: до девяти-десяти лет детям лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это переживание может вызвать у них скрытые страхи. Но при этом старайтесь при детях упоминать про умерших родственников. Из таких разговоров ребенок выносит важное открытие: после смерти человек... продолжает существовать. Пусть в разговорах, в сердцах близких людей, но он не пропадает окончательно.



7 — 8 ЛЕТ
Дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте для ребенка крайне важно понятие семьи. Больше всего на свете он опасается стать нелюбимым и быть отвергнутым своей семьей. У детей из неполных и неблагополучных семей таких страхов больше.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: приводя в пример себя, не напирайте на идеально положительные качества: «Мама и папа всегда убирают свои вещи!» Такие слова пробуждают у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей.

СОВЕТ: расставьте по дому фотографии, где вся ваша семья запечатлена вместе. Когда родители на работе, ребенок может ощущать их присутствие, глядя на эти фото.



ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!
— Могут ли у ребенка появиться «внештатные» страхи — те, о которых вы не рассказали?

— Да. Большую роль в возникновении страхов играет так называемое «психическое заражение», когда ребенок узнает от родителей или сверстников, что чего-то «надо» бояться. Или когда родители интуитивно или сознательно стараются оградить своих чад от ситуаций, которые их пугали или пугают (собак, лифтов, таблеток). Дети очень чувствительны и расценивают это следующим образом: «Мама старается охранить меня от чего-то очень страшного. Я должен этого бояться!»



КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
— Как помочь ребенку преодолеть страх?

— Ваша реакция на его страх должна быть сопереживающей. Продемонстрируйте свое неравнодушие. Но не переусердствуйте: чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

ПРОГОВОРИТЕ! Попросите ребенка рассказать о своем страхе, описать чувства. Чем больше он будет говорить, тем быстрее рассеется страх.

Если ребенок сам спросит о волнующей его теме (например, проблеме смерти), постарайтесь дать исчерпывающий ответ. В психотерапии это называется «информационная поддержка» — она обеспечивает чувство безопасности ребенка.

Поделитесь своим опытом, расскажите детям о своих детских страхах и о том, как вы их преодолели. Ваш авторитет от этого не пошатнется, наоборот, отношения между вами и малышом станут более доверительными.

ПРОРИСУЙТЕ! Попросите малыша нарисовать то, что его пугает. Уберите рисунок, а через несколько дней предложите обсудить его. Если ребенок с дрожью в голосе комментирует нарисованное, то данный страх по-прежнему значим для него. Если же он не может вспомнить, что нарисовал, — это благоприятный признак: страх практически побежден. Для полнейшего излечения можно предложить ребенку уничтожить свой страх: порвать рисунок на клочки, сжечь его или дорисовать так, чтобы победить пугающий момент (скажем, «посадить» Кощея за решетку).

ПРИКАСАЙТЕСЬ! Ребенок постоянно испытывает потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Погладьте ребенка по голове, посадите на колени, возьмите его лицо в свои ладони, посмотрите ему в глаза и нежно расспросите, что же его беспокоит.

Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

...Если вы не можете самостоятельно справиться со страхами своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту. Возрастные страхи дошкольников, сохраняющиеся у детей старше 10 лет, — это фактор развития тяжелых неврозов и предрасположенности к девиантному поведению: алкоголизму, наркомании...

Исследования Гарвардского университета (США) показали: Родительское поведение и мировосприятие играет важную, но отнюдь не решающую роль в развитии социальных страхов у детей. Более важным является фактор наследственности. У молодых родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (старше 35 лет) дети более беспокойны и менее уверены в себе. Если ребенок совсем ничего не боится, это не очень хорошо. Родители «запредельно» бесстрашных детей обязательно должны показать сына или дочь врачу.


источник
Я их всюду ищу, а они по облакам бегают...
Аватара пользователя
Ари
прирожденный дипломат
 
Сообщения: 36282
Фото: 1152
Регистрация: 08 июн 2005
Откуда: из города белых ночей

ЧТО ТАКОЕ СТРАХ СМЕРТИ?

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, т.е. с те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: «Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?» Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СТРАХ СМЕРТИ У ДЕТЕЙ?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях , как время и пространство, и следовательно понимает , что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

ВСЕ ЛИ ДЕТИ БОЯТСЯ СМЕРТИ?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители ( один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих , не имеющих мужского влияния –защиты и эмоционально-чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам , чем мальчики.
Но есть дети, которые не испытывают страха вообще. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства – мимолетны, интересы – неустойчивы.
Иногда страх может отсутствовать и у детей без каких- либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам.
Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. . А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь «где есть страх, там места нет любви».

ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ.

1.Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и нервотизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:
Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2.Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится. 3.Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4.Говорить ребенку:« Не бойся того-то – того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым». Эти слова пустые для малыша.

5.Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова «смерть» и «болезнь» в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6.Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельность.

9. Разрешать детям смотреть все подряд.
Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

10.Брать на похороны ребенка до подросткового возраста .

КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ.

1.Родителям необходимо помнить, что детский страх- это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2.С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3.Уделить ребенку побольше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4.Создать в доме такую обстановку, чтобы малыш без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5.Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6.Расширить круг интересов и контактов, т.к. чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7.Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой осторожной форме. Лучшее оправдание смерти – это старость или очень редкая болезнь.

8.По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время «поправить здоровье» в санаторий.

9.Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может «заразиться» взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постараться преодолеть свои недостатки и страхи.

10.Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.
Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справится со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревни. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по «наследству» детям.

СНЫ ПОД ЗОНТИКОМ ОЛЕ-ЛУКОЕ.

Детям в этот возрастной период могут видеть кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если «плохие» сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также– у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след , которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать «зонтик Оле-Лукое». Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле-Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним «волшебный» зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

ХУДОЖНИК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно «зациклен» (застревает)_ на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности.

Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся «ужастики» из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но проишедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка.

Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное – нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки.

Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом – сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще – выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи!

При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

СКАЗКОТЕРАПИЯ.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок - это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки – это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка.
«Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. «Русалочка», « Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», « Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое –что», «Анне Лисбет»- в этих сказках затрагивается тема смерти.

Когда Вы будете читать Андерсена , обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой , кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.


источник
Я их всюду ищу, а они по облакам бегают...
Аватара пользователя
Ари
прирожденный дипломат
 
Сообщения: 36282
Фото: 1152
Регистрация: 08 июн 2005
Откуда: из города белых ночей

Оч познавательно, спаибо! Мне тоже одна девочка во дворе сказала, что я лягу спатьи не проснусь, умру и меня похоронят в этой яме (мы гуляли около школы,атам мальчишки на уроках ГТО выкопали троншею) Мама дАрАгАя!!! Как я боялась ложиться спать, как я ревела!!! Спасибо моему брату, он всегда возился со мной, он развеял мои страхи и пообещал сидеть со мной всю ночь.
Аватара пользователя
Турциядушамоя!!!
Ярославна-Кудесница
 
Сообщения: 17558
Фото: 44
Регистрация: 20 сен 2007

Да, мне тоже показалось интересным, даже сохранила себе - на всякий случай.

Только глаз зацепился вот за это:
Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

Неужели у нормальных родителей может быть иначе (даже в отсутствие страхов и прочих неприятностей)? Интересно, какие могут быть варианты. Сорри за офф.
1. Видеть цель.
2. Верить в себя.
3. Не видеть препятствий.(с)
Аватара пользователя
arabella
I'm Brand of Heroin
 
Сообщения: 9283
Фото: 59
Регистрация: 01 май 2005
Откуда: Moskova

Ну вот, сыну уже 4 года 5 мес. и вчера впервые он поднял вопрос жизни и смерти. Поводом послужил мульт "Вверх!". "Куда пропала эта бабушка?", - спросил сын. Папа, - "Умерла". "Как умерла?". Папа был к разговору не подготовлен совершенно, как-то попытался сгладить угол, я, в свою очередь, сидя у компьютера, старалась по-быстрому нагуглить эту тему. Разговор ушел в русло "а моя мама тоже умрет? я не хочу!!!".
В конце концов, я его увела в другую комнату "поболтать". Ребенок все допытывался, - "так только в мультике бывает? скажи, что так бывает только в мультике!". Во мне боролись два желания - наврать, тем самым успокоить ребенка и закрыть на какое-то время эту тему, либо рубить правду-матку, но каким-то деликатным образом. Я выбрала все же второе.
В разных статьях пишут, чего НЕЛЬЗЯ говорить: ассоциировать смерть с засыпанием, болезнями, говорить, что умирают только старые бабушки и дедушки. Про "улетание на небо" пишут, что в 4-5 лет ребенок не может еще воспринять эту информацию, он просто не понимает смысла "хорошего места для хорошего человека", и продолжает бояться. "Небо" больше воспримется детьми постарше - 6-7 лет..

В общем, я решила, в следующий раз, когда он заведет этот разговор, сказать, что люди умирают когда им бывает очень-очень-очень много лет. Ребенок мыслит другими категориями, для него и месяц-то много, а уж "очень-очень много лет" - это звучит почти как "никогда". И еще скажу, что люди, которые любят друг друга, все равно всегда бывают вместе..Вот это такой скользкий момент, но для ребенка это важно - что мама с папой всегда будут рядом, мне кажется, это нельзя опровергать. Как думаете?
Все сбудется. Нужно только расхотеть.
Аватара пользователя
kuzu
Brunette & Proud
 
Сообщения: 5536
Фото: 193
Регистрация: 12 сен 2003
Откуда: Москва-USA

Лучше всего поможет простой разговор. Необходимо поговорить с ребенком, выслушать его, узнать все детали его боязни, даже если они покажутся смешными.Лучше всего поможет простой разговор. Необходимо поговорить с ребенком, выслушать его, узнать все детали его боязни, даже если они покажутся смешными. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за страх! Даже если это повлекло за собой какую-то неприятность, не стоит ругаться, потому что это чревато усугублением ситуации.
Аватара пользователя
ESamoy1ova
 
Сообщения: 2
Регистрация: 11 ноя 2018

Модератор

Diadora17

Фильтры

Навигация

Вернуться в Детская площадка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2