USER_AVATAR
Рыжая
 
Сообщения: 10543
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги
Бонусы:
Блог: Просмотр блога (5)
Архивы
- Март 2017
Поиск в блогах

Солнце и Луна

Рыжая 2017/03/29 07:14
В космологической, языческой по своему происхождению символике крест и полумесяц символизируют солнце и луну.

Но вместе с тем оба символа имеют и другой, христианский смысл: крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу.

Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам — и поддерживается ими, — текстам, где Христос называется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» ( «sol justitiae» — Мал. IV,2) , а Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1).

Изображение


Иллюстрацией к этому последнему образу может служить хотя бы виленская икона Остробрамской Божьей Матери, где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматерь) и ее окружает 12 звезд. Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на луне, в западной традиции (иконография так называемой «Богоматери — Царицы Небесной»).

Изображение


Этот же образ может ассоциироваться и с Церковью Христовой. Одно другому не противоречит, поскольку Богоматерь, через которую воплотился Христос, понимается вообще как храм Господень.

Таким образом, лунарная символика непосредственно связана с Богородицей, так же как солярная символика связана с Христом. Эту связь ощущал, например, Стефан Яворский, когда говорил в «Слове о победе... под Полтавой» (1709 г.): «Самъ Христосъ спаситель, иже есть солнце, и луна — пресвятая дѣва Марiя, стали и пособствовали побѣдити гордаго сего [т. е. Карла XII]». Но всего нагляднее и убедительнее эта символика выражена в песнопении, которое поется на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема». Этому песнопению предшествует следующий текст, который поется накануне — на повечерии в Великий пяток: «Солнце незаходяй, Боже превѣчный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на крестѣ, Чистая плачущи глаголаше». Итак, в этом последнем песнопении Богородица называет Христа «солнцем незаходящим». Эти слова перекликаются с песнопением, которое было приведено выше, и определяют его восприятие; однако в нем Христос предстает как солнце, заходящее под землю, а Богородица — как луна, его родившая, которая оскудевает от скорби, лишаясь возможности его видеть. Мы видим, что наименование Христа «солнцем» естественно соотносится с наименованием Богородицы «луной». В свою очередь, для Оригена сочетание солнца и луны символизирует соединение Христа с Церковью: «Христос есть Солнце Правды..., луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом...» (In Numeros homilia, XXIII, 5).

(Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики)
Последний раз редактировалось Рыжая 2017/03/29 09:02, всего редактировалось 1 раз.

Комментарии

Изображение

икона Численской Божьей матери
USER_AVATAR
Рыжая
 
Сообщения: 10543
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги
Бонусы:
Блог: Просмотр блога (5)
Изображение

икона Виленской Божьей Матери
USER_AVATAR
Рыжая
 
Сообщения: 10543
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги
Бонусы:
Блог: Просмотр блога (5)
Словарь символов

Совместно Луна и Солнце олицетворяют hieros gamos, священный брак Неба и Земли, короля и королевы, золота и серебра и т, д.

Трехдневный период новолуния - это период нисхождения умирающего бога в подземный мир, из которого он, подобно Луне, поднимается снова.
USER_AVATAR
Рыжая
 
Сообщения: 10543
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги
Бонусы:
Блог: Просмотр блога (5)